Найти тему
Союз Женщин России

Спроси эксперта: "Школьный буллинг"


Союз женщин России проводит
бесплатные юридические и психологические онлайн-консультации «Спроси эксперта» в рамках проекта «Интернет-портал «Женщины России».

Сегодня наш психолог отвечает не следующий вопрос:

- Здравствуйте! Моего ребёнка травят в школе три одноклассницы. Сначала исподтишка толкали, пинали ногой стул, на котором ребёнок сидит, на перемене, высмеивали. Дочь боялась мне рассказать, потому, что я начала бы выяснять и могло стать хуже. Я уже сама заметила неладное, замкнутость и нежелание идти на спортивный кружок, куда ходят одноклассницы, внутренние переживания, это все бросилось в глаза, так как до этого было много подруг, дочь была активная веселая. Я осторожно поговорила с классным руководителем, она обещала понаблюдать, при этом сказала, что по не мнению в классе все хорошо. После этого одноклассницы начали полностью игнорировать мою дочь, прошёл уже год, но классный руководитель по прежнему считает, что травли нет, и посоветовала просто держаться от одноклассниц подальше, во вторых ей кажется, что моя дочь сама не хочет с ними общаться. Администрация школы очень ценит этих троих девочек, они ездят на спортивные соревнования, их включили в состав совета школы, их хвалят и поддерживают. Педагог-психолог школы является дочерью директора школы, ведёт спортивные кружки, к ней обращалась за помощью классный руководитель, но она так и не провела даже беседу. Моя дочь скромная, из-за травли не хочет ходить на спортивные секции в школе, не может сама себя выдвинуть в актив, так как могут начаться смешки и нападки со стороны одноклассниц. Посоветуйте пожалуйста что делать?

Майол Таисия Андреевна
Психолог-консультант, life-коуч, журналист с 20-летним стажем, специализирующийся на теме психологии семьи и детско-родительских отношений:

- Добрый день, уважаемая читательница. Спасибо, что поделились.

Это действительно очень непростая и болезненная ситуация, но, к сожалению, она не редка в наше время. Безусловно, можно понять заинтересованность руководства школы в спортсменках, отстаивающий на соревнованиях честь учебного заведения, и вместе с тем, это не означает, что можно пустить ситуацию на самотек и личные симпатии и амбиции ставить выше профессионального долга.
В поведение всех задействованных в этой истории взрослых из школы я усматриваю не что иное как проявление непрофессионализма. К сожалению, так часто бывает, что те же самые учителя, порой даже неосознанно, способствуют буллингу одним своим молчанием.

Из вашего письма не совсем понятно, из-за чего началась травля, в какой момент, что тогда происходило в жизни дочери, в самой школе, куда делись подруги, с которыми она раньше общалась. Возможно, это новая школа или новые ученики? Подобные моменты очень важны.

Но в любом случае, вы правильно сделали, что обратились к классному руководителю за разъяснениями. Жаль только, что она встала на позицию, «в классе все хорошо», вместо того чтобы провести беседу с девочками по отдельности и вместе, а может, даже устроить классный час на тему буллинга. С разбором конкретной ситуации или абстрактной, четко транслировать детям свою позицию недопустимости подобных вещей в классе и в жизни в целом. Объяснить, что от этого плохо всем, и подобные вещи надо пресекать на корню. Не молчать, а говорить об этом, вставать на защиту того, кого травят, разбираться в причинах подобного поведения тех, кто травит. На самом деле, есть много случаев, когда после подобной беседы и четкой позиции учителя, или просто его ухода из класса/школы, буллинг в классе прекращался. Отношение учителя к происходящему, а также непосредственно то, как он сам воспринимает ребенка и что транслирует в классе, имеет огромное значение. Конечно, вы правы и в том, что педагог-психолог должна была также откликнуться и попытаться разобраться с причинами конфликта и найти способы его преодоления. Ведь буллинг страшен тем, что это не только проблема «жертвы», а проблема целого коллектива, находящегося между собой в токсичных отношениях. А как нам известно, «рыба гниет с головы». И даже если ваша дочь уйдет из класса, это вовсе не означает, что на ее место сразу встанет кто-то другой.

Если на ваши просьбы разобраться в происходящем не реагирует руководство школы, можно написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека.

Меж тем, обратитесь с дочкой за личной консультацией к детскому психологу, чтобы в дальнейшем ситуация не оставила непоправимый след в ее психике. Не знаете, куда пойти – позвоните на горячую линию поддержки сайта
травлинет.рф. Если вы проживаете в Москве, можно также обратиться в «Службу примирения», которая с недавних пор существует в некоторых школах, больше информации на эту тему а также тему буллинга вы можете найти на странице

Учите дочку защищаться, отстаивать свои границы. Научите ее простым приемам психологической защиты от агрессоров. Например, технике вентиляции эмоций. Предложите дочке представить, что между ней и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, далеко от нее. Можно также научите ее представлять себя как бы в стеклянном колпаке, от которого отлетают все оскорбления, бросаемые в ее адрес. Или же в момент агрессии представить обидчика низеньким, маленьким и смешным, мысленно увеличить его уши или нос. Тем самым снижается важность объекта для нас, а значит, мы можем уже не так остро реагировать на его колкости и оскорбления. Пересмотрите собственные взаимоотношения с ней, возможно, вы сами редко даете ей право выбора и давите авторитетом? Ведь это тоже сильно влияет на самооценку и умение постоять за себя и вовремя сказать «нет».

Объясните также, что дразнить и задирать интересно только тех, кто дает болезненную эмоциональную реакцию, плачет, замыкается в себе. Слабость и беспомощность вызывают презрение и отторжение у сверстников. Если же потенциальная «жертва» просто не реагирует на подначки обидчиков, ее вскоре оставляют в покое. Как и в случае, когда «жертва» дает отпор. Это вызывает уважение.

Если видите, что дочка начинает винить себя в происходящем, обсудите с ней мотивы поведения девочек-агрессоров: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира.

В любом случае, как бы ребенок в подобной ситуации ни старался не реагировать на нападки, все равно ему приходится эмоционально тяжело. Для того, чтобы выпустить чувства наружу, можно использовать разные методы. Проговаривайте с дочкой все ее переживания по поводу сложившейся ситуации, спросите, какой бы она могла дать совет другу, который оказался в подобной ситуации. Как она сама видит выход из сложившегося положения? Предложите свои варианты. Для выхода злости можно предложить дочке нарисовать обидчиков, а затем разорвать рисунки. Можно надуть воздушные шарики, написать на них имена нападающих и попинать шарики ногами. А может, написать им письмо и вылить на бумагу все свои мысли и чувства.

И напоследок. Если руководство школы несмотря на все принятые вами меры, все равно продолжит свою политику, а травля будет продолжаться, возможно, стоит подумать и о переводе в новую школу. Но прежде, обязательно научите дочку защищать себя в подобных ситуациях. Удачи вам!

Все ответы экспертов опубликованы с разрешения авторов вопросов. Напоминаем, что все консультации анонимны.

Задать свой вопрос эксперту можно по ссылке

#дети #школьныйбуллинг #вопроспсихологу #помощьпсихолога #союзженщинроссии #сжр