("Андор", Andor, 2022, США; 1 сезон+)
Сначала были вполне достойные два сезона "Мандалорца". Затем - плоская и незамысловатая, как лист фанеры, "Книга Бобы Фета". Затем и вовсе слабенький "Оби-Ван Кеноби", единственной отрадой которого были разве что по-прежнему симпатичная "пиу-пиу"-графика, да отличная игра Юэна Макгрегора...
То есть всё указывало на то, что сериалы по вселенной "Звездных войн" (далее ЗВ) скукоживаются и выдыхаются - точь-в-точь, как её генеральная сюжетная линия в Эпизодах VII-IX.
Как говорится, "дело двигалось к закату", и тут вдруг - БА-БАХ!..
...БА-БАХ! - и в это зарастающее тиной болото неожиданно плюхнулся матёрый аллигатор Тони Гилрой - двукратный номинант на Оскары, сценарист первой трилогии о Джейсоне Борне, "Адвоката дьявола", "Долорес Клейборн" и др., а также режиссер/сценарист "Майкла Клейтона", "Ничего личного" и "Эволюции Борна".
БА-БАХ! - и сразу же вместо полусонного кваканья в сериальном болоте "STAR WARS" поперла такая движуха, что весь затхлый дух из него вмиг испарился. А само оно вновь превратилось в чертовски симпатичный водоём, на сей раз - под названием "Андор".
Надо заметить, что Тони Гилроя занесло в "далекую-далекую галактику" не впервой. Это ведь именно он с соавтором написал сценарий для "Изгоя-один", самого мрачного и не по-детски сурового фильма во всей "стар-варской" киноэпопее. Приквелом которого, собственно, и является "Андор", чьи первые 12 эпизодов - и уж точно не последние, при таком-то успехе и высоких рейтингах, - снова вселили во всех любителей ЗВ в буквальном смысле "новую надежду".
А всё потому что, как и в "Изгое-один", сюжет "Андора" тоже приятно удивляет и интригует своей подчеркнутой взрослостью, сложностью политических интриг и драматической глубиной.
Империя и Альянс у Гилроя - это не тот "черно-белый" расклад сил, что мы видим в других картинах ЗВ. Повстанцы здесь - не благородные романтики, а циничные прагматики, преследующие в том числе и свои корыстные интересы. А имперские штурмовики и их командование - уже не те комичные увальни-солдафоны с повальным косоглазием, а серьезная карательная машина. Которую уже не обманешь каким-нибудь простеньким фокусом с "оторванным пальцем", хотя дежурные трюки с переодеванием повстанцев в имперскую форму здесь еще срабатывают.
Равно как главгерой "Андора", он же один из ключевых персонажей "Изгоя-один", будущий повстанец Кассиан Андор (Диего Луна) - это нам не благородный Люк Скайуокер или авантюрист-с-понятиями Хан Соло. Понятия у преступника Андора - прямо как у настоящего бандита из "нашей-нашей галактики". А значит он и откровенной "мокрухи" не чурается, и нежелательного свидетеля готов кокнуть, и исподтишка, если надо, бьёт, и не шибко страдает муками совести, когда его поступки вдруг подставляют под удар невиновного человека.
Впрочем, сопереживать Кассиану мы всё равно будем - ибо куда деваться? Тем паче за свои ошибки он так или иначе расплачивается, а все его враги - личности куда менее обаятельные.
Если не считать флэшбэки героя в детство, когда он бегал босоногим дикарёнком по планете Кенари, то своё начало сюжет "Андора" берет за пять лет до истории "Изгоя-один". Тогда, когда Андор - уже взрослый, цивилизованный и в ботинках, - живет-поживает на планете Феррикс со своей приемной матерью. Где он "криминалит" по мелкому и тщетно пытается отыскать свою младшую сестру, с которой был разлучен в детстве на Кенари.
Однако вот же досада: именно безобидные поиски сестры, а не уголовный образ жизни, довели Кассиана до рискованного статуса "убийца законников". А с такой репутацией, вестимо, в мире ЗВ, при всех его масштабах, тоже скрыться проблематично.
Вот и пришлось Андору уносить ноги и прочие свои части тела куда подальше. То есть на другие планеты. Ну а при таком повороте событий и новые приключения были не за углом, и встречи с удивительными и опасными людьми, и, разумеется, новый "криминал". Только уже по-настоящему зверский, и по сравнению с ним даже учиненная Кассианом, предыдущая "мокруха" грозила показаться детскими шалостями.
Само собой, что помимо сюжетной линии Андора нам для "полноты картины" подсунут еще где-то полдюжины. Посвященных как героям-повстанцам, так и "имперцам". Причем, что любопытно, персонажей-монстров в "Андоре", по сравнению с другими ЗВ-фильмами и сериалами, исчезающе мало и все они маячат лишь на заднем плане. А есть эпизоды, где про них и вовсе забывают. Так же, как нет здесь ни "джедайской" магии, ни чудовищ, ни прочего откровенного вжух-фэнтези. Вся движуха у Гилроя идет в антураже этакого механопанка, где самое "сказочное", это космические полеты на гипердрайве, антигравитационные мотоциклы и чересчур умные роботы.
Просто неслыханно-невиданный "реализм" по меркам вселенной ЗВ!
***
В общем, когда фанаты-скептики уже пошли было подыскивать ЗВ-сериалам место для могилки, Тони Гилрой вдруг взял и отговорил их от этого скорбного занятия. Более того, осчастливил всех настолько сильной и драматичной историей, что на фоне нее шлем самого "Мандалорца" засиял уже не так ярко, как прежде.
Иными словами, новый эталон "Звездных войн" в формате для домашнего телеэкрана вновь создан, и любой их откат к былой "детскости" явно пойдет им только во вред. По крайней мере теперь их создатели должны брать это во внимание и делать соответствующие выводы. А еще лучше консультироваться у Гилроя - он в данном вопросе плохого не посоветует.
Трейлер фильма: