Если вам вовремя платят зарплату, оплачивают отпуска и больничные — это хорошо. Но, кроме этого, современному работодателю важно предлагать такие условия труда, в которых нам, сотрудникам, было бы комфортно работать. Рассказываем, что это за условия и к каким результатам приводит такой подход.
Какие проблемы есть на рынке труда сегодня
На рынке труда есть две ключевые проблемы, которые мешают компаниям привлекать квалифицированные кадры и удерживать их внутри.
Проблема № 1. Дефицит кадров
Суть. По данным исследования Hays и Oxford от 2019 года, в России высокий уровень давления на зарплаты высококвалифицированных кадров. Это говорит о том, что их не хватает на рынке и работодатели вынуждены переплачивать, а это ведёт к неравномерному росту зарплат.
Почему так происходит. У этой проблемы есть несколько причин. Среди них: снижение рождаемости, миграция и низкий уровень гибкости трудового законодательства.
Пример. Лучше всего давление на зарплаты кадров с высокой квалификацией видно на примере IT-специалистов. Только за 2021 год спрос на них в России вырос на 72,4%.
Вместе со спросом растут и зарплаты разработчиков. Например, зарплатный индекс Superjob в IT-сфере с 2008 по 2022 год увеличился в 3,2 раза.
Проблема № 2. Квалификационная яма
Суть. Даже если в отрасли экономики хватает людей, у них всё равно недостаточно навыков и знаний, чтобы справляться с набором задач, которые перед ними ставит компания.
Почему так происходит. Мы развиваемся слишком быстро и не успеваем за техническим прогрессом. Компетенции работников устаревают, а обучение новым занимает всё больше времени.
Пример. В маркетинге в 2010-х появилось отдельное направление — маркетинг в социальных сетях (SMM). Компании поняли, что рассказывать о себе и продуктах можно не только через ТВ и рекламные баннеры на улице, но и во ВКонтакте, и в Instagram*.
Вначале было достаточно одного человека, который бы публиковал фотографии и делал к ним подписи. Но с каждым годом появлялись новые инструменты и увеличивался набор задач, которые должен решать бизнес в соцсетях.
Теперь ресурсов одного специалиста не хватает. Чтобы эффективно работать в социальных сетях, нужна целая команда квалифицированных сотрудников, каждый из которых выполняет свою функцию.
Чек-лист: как выглядит адекватный работодатель в 2023 году. Пример банка «Центр-инвест»
Мы собрали несколько пунктов, которые помогут отличить современного работодателя от отстающего, а значит, выбрать достойное место работы.
Работодатель заботится о здоровье и отдыхе
Предложить ДМС и оплачиваемые больничные недостаточно. Важно, чтобы компания помогала сотрудникам следить за физическим здоровьем и во время, и после работы.
Работники банка «Центр-инвест» обедают и общаются в корпоративной столовой. В меню: первое, второе, напиток — это важно, чтобы восстановить силы перед второй половиной дня.
Кроме питания, важен также и отдых. Исследование Национального института здравоохранения показало, что качественный отдых помогает быстрее учиться. А короткие перерывы повышают мотивацию и концентрацию на рабочих задачах.
В офисе «Центр-инвест» на перерывах можно поиграть в приставку и настольные игры. Это отлично помогает отвлечься от рабочих задач и отдохнуть от рутины.
Работодатель заботится о комфорте
Сервис Работа.ру провёл исследование и выяснил, что людям важна обстановка на рабочем месте, в частности в офисе. 42% опрошенных заметили, что хорошая техника повышает их продуктивность. А ещё 17% отметили, что красивый интерьер поднимает им настроение.
К примеру, банк «Центр-инвест» осовременил свои офисы: обновил интерьеры и технику. И сотрудники, и клиенты могут отдохнуть на мягких диванах и креслах.
Работодатель заботится о вертикальном и горизонтальном развитии
Всё тот же сервис Работа.ру опросил 5000 людей по всей России и выяснил, что больше половины из них либо постоянно, либо иногда учатся новому. Причём делают это, чтобы увеличить свой доход и расширить компетенции в других сферах.
В банке «Центр-инвест» есть специальная программа — ротация. Работник может перейти на смежную позицию или обучиться другой профессии, чтобы попробовать себя в новой роли. Так сотрудники «не засиживаются» на одном месте и чувствуют профессиональный рост.
Как современная hr-политика влияет на сотрудников. Кейс банка «Центр-инвест»
Забота компании о работниках позволяет выращивать квалифицированные кадры с нуля. Один из таких примеров — Лидия Симонова.
Она пришла в компанию в 2004 году на позицию стажёра и за 18 лет прошла путь до Председателя правления банка. В этой части статьи Лидия расскажет, как именно она и «Центр-инвест» смогли достичь такого успеха.
«В начале пути меня привлёк hr-бренд компании»
В 2004 году я уже имела средне-специальное образование по банковскому делу и получала высшее в РГЭУ по направлению «Финансы и кредит». «Центр-инвест» для первого места работы выбрала неслучайно.
Во-первых, банк работал с международными партнёрами и не стеснялся об этом говорить, активно присутствовал в информационном поле. Мы, молодые специалисты, видели, что работать в компании перспективно, поэтому стремились туда попасть.
А во-вторых, Василий и Татьяна Высоковы — учёные-экономисты, основатели банка «Центр-инвест» — всегда были открыты научному сообществу, активно общались со студентами вузов и транслировали им ценности компании. Причём общение всегда проходило на равных: с уважением и позитивом.
Такая модель общения всегда привлекала нас, молодых студентов, ведь мы понимали, что внутри компании наше мнение и инициативу всегда услышат и заметят.
«В банке нет барьеров для развития сотрудников»
С 2004 по 2007 год я совмещала работу в операционном управлении с обучением в университете. Но после вуза я поняла, что пришло время расти, и решила попробовать себя в Казначействе банка.
«Открыть новую дверь» в карьере мне помогла руководитель отдела: сначала она рекомендовала меня на новую должность, а потом «отпустила» на работу в другой департамент. Она понимала, что это открывает новые возможности и для меня, и для компании.
«Очень важно иметь человека, который в тебя поверит. Особенно в начале пути»
После ротации в рамках работы в Казначействе я попала в отдел, который отвечал за установление, развитие отношений с инвесторами и зарубежными партнёрами.
Работа была абсолютно новой и незнакомой, но во всём помогла разобраться Ольга Высокова, которая тогда возглавляла это направление.
В то время Ольга также руководила представительством банка в Лондоне и уже имела колоссальный опыт работы с инвесторами со всего мира. Поэтому она стала наставником для меня: делилась опытом, предлагала различные образовательные программы.
Именно благодаря Ольге Высоковой я прошла две важные стажировки: в 2011 году в крупном немецком банке, а в 2014 — в итальянском. За это время получила знания и опыт не только в банкинге, но и в переговорах, подготовке презентаций инвесторам, организации сделок по привлечению инвестиций. Это подготовило меня к предстоящим топовым позициям.
«Банк открывал возможности не только для карьеры, но и для жизни»
Я работаю в компании уже 18 лет — и всего этого пути не было бы, если бы банк не заботился о своих сотрудниках и не создавал удобную рабочую среду.
Например, за время работы в банке я два раза уходила в декретный отпуск: сначала на полгода, а затем на три месяца. Компания не только не препятствовала этому, но и давала время адаптироваться к новым условиям и бизнес-процессам после выхода из декрета.
Рождаемость внутри компании — очень важный индикатор её устойчивости, ноу-хау банка «Центр-инвест». Этот показатель анализируется ежегодно, и он говорит о том, насколько комфортно людям работать в компании. Сейчас рождаемость по банку «Центр-инвест» в 4,7 раза выше, чем в среднем по России.
Больше материалов про заботу о себе, близких и природе в медиа «Зелёный вектор».
* — принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской, деятельность запрещена территории РФ.