Власти обсуждают возможность снижения объемов строительства в рамках второго этапа расширения БАМа и Транссиба с их переносом на более поздний срок.
В частности, за горизонт 2024 года должны перейти 88 объектов, что приведет к снижению планового грузопотока на Ванино-Совгаванский узел. Так, на участке Комсомольск—Ванино пропускная способность на конец 2024 года сократится относительно плановой на 15 пар поездов в сутки.
На 2025 год переносят электрификацию участка Волочаевка—Комсомольск—Совгавань.
Источник, знакомый с планами РЖД, рассказывает, что компании «поручено проработать возможную оптимизацию» параметров второго и третьего этапа развития Восточного полигона для снижения дефицита финансирования.
Собеседники “Ъ” среди потребителей ОАО РЖД рассказывают, что угольщикам, которые отгружают продукцию на Ванино-Совгаванский узел, предложено вместо этого везти уголь на новый погранпереход с Китаем Нижнеленинское (ЕАО)—Тунцзян. Один из собеседников говорит, что объем угольных грузов, который может потерять порт Ванино, составляет 18–20 млн тонн.
Железнодорожное движение по мосту Нижнеленинское—Тунцзян было открыто в ноябре. Губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн говорил, что на полную мощность в 40 млн тонн погранпереход выйдет к 2030 году. Однако сейчас, уточнял чиновник, в пункте пропуска Нижнеленинское отсутствует инфраструктура для приемки и оформления грузов — она есть только для насыпных грузов и только на экспорт. Пропускная способность ветки от Биробиджана составляет только 9 млн тонн.
Собеседники в угольной отрасли также утверждают, что там «голое поле», но говорят, что проблема куда шире: даже в далекой перспективе рынка для энергетического угля в районах КНР, прилегающих к погранпереходу, нет.
Напомним, угольный холдинг строит 510-километровую магистраль от своего месторождения в Якутии к побережью Охотского моря в Хабаровском крае полностью за свой счет. На мысе Манорский в 30 км от райцентра Чумикан возводится угольный порт Эльга. Также планируется соорудить депо, ТЭЦ, и поселок для вахтовиков. Мощность порта будет 30 млн тонн угля в год - одновременно смогут загружаться до 4 судов водоизмещением 85 тысяч тонн. В порту будут работать 2,5 тысячи человек. Это больше нынешнего населения Тугуро-Чумиканского района.