На протяжении нескольких веков в нашей стране не было специальных журналов и газет для детей, а значит, в отечественной журналистике не было и опыта взаимодействия с детской аудиторией. Разработать его приёмы, предопределить особенности коммуникации с детьми предстояло первому детскому журналу в нашей стране «Детское чтение для сердца и разума».
Журнал издавался с 1785 по 1789 года. Он еженедельно выходил в университетской типографии издателя и общественного деятеля Николая Новикова как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости».
В программной редакционной статье, обращенной непосредственно к «любезным детям», издатели объясняли: «Причина, побудившая нас к изданию их (листов «Детского чтения…») есть та, что доселе на отечественном языке нашем не было ничего, что служило бы собственно для детского чтения…».
Новый журнал предлагал читателям «моральные и нравоучительные пьесы», а также «пьесы из физики, натуральной истории, географии, и некоторых других наук». «Итак, главным предметом сих листов будет польза ваша, но при этом постараемся мы делать их вам приятными, для того чтобы вы полюбили свою пользу», — обещали издатели.
Журнал предназначался для детей обоих полов. Юных читателей журналисты ни разу не называют «мальчиками», «отроками» или «юношами», предпочитая говорить обобщенно: «любезные дети», «благородное российское юношество», «любезные наши читатели»1. Среди героев, сопровождающих читающего ребенка из номера в номер, есть и мальчики, и девочки. Так, в материалах «Добросердовского цикла» действуют постоянные персонажи: компания ребят и их старший друг Добросерд – взрослый человек, прекрасно находящий общий язык с детьми. Среди маленьких постоянных героев есть дети обоих полов: Алексей, Николай, Володинька, Мария и Лизанька. Разнополый состав персонажей встречается во множестве материалов, обозначенных авторами как «разговоры» или «беседы».
Детский журнал должен был воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. Здесь печатались эпизоды из биографий известных людей, статьи о жизни и привычках животных, заметки о комете, затмениях, приливах, рассказы, басни, комедии, шутки. Новиков считал, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможностей степени своего совершенства». Главную задачу журнала он видел в том, чтобы воспитать, сформировать взгляды молодого культурного дворянина, горячо любящего Отечество.
B первые два года «Детским чтением для сердца и разума» руководил непосредственно Новиков, потом эта роль перешла к Николаю Карамзину, едва достигшему двадцатилетнего возраста. Участие в качестве сотрудника, а затем и редактора журнала было настоящей литературной школой для Карамзина.
Карамзину были свойственны умеренно-либеральные взгляды на действительность и жизнь общества. Проблемы, которые ставила жизнь, решались им не в социальном, а в нравственно-этическом плане. Некоторые выпуски сочинялись Николаем Михайловичем от первой страницы до последней.
Журнал под редакцией Карамзина сильно отличается от новиковского. Здесь исчезают исторические и естественнонаучные статьи, маленькие пьески, библейские тексты. Остаются большие переводные повести Карамзина и нравоучительные сказки. Журнал отходит от решения педагогических задач, а подчиняется литературным интересам Карамзина и Петрова. На первое место вышло не «полезное чтение», а «приятное чтение».
Журнал был закрыт в 1789 году в связи с арестом Новикова. Однако, великолепное начало уже было положено, позже перепечатывали и сами издания «Детского чтения...», и стали появляться новые детские журналы.