В современном мире оборудование для студийной записи звука стало доступно для широких масс любителей музыки. В этой статье мы рассмотрим вариант создания небольшой студии на основе оборудования от компаний Audient и Rode. Основной упор будет сделан на качество записи, при сохранении достаточно бюджетного ценника на студийные компоненты.
Основной ошибкой многих бюджетных студий звукозаписи становится покупка одного или двух дорогостоящих микрофонов от всемирно известных брендов (Neumann, Telefunken, Brauner и т. д.), или покупка очень дорогой звуковой карты верхнего ценового сегмента (Anthelope, Universal Audio и т. д.) Как правило, после таких расходов все остальное оборудование, а также звуковая подготовка помещения, выполняется по схеме "и так сойдёт".
Из последних примеров: я своими глазами видел "студии", где всякие Neumann TLM 102 стояли на дешевых стойках без подвеса ("паука"), собирая с пола звук шагов. А в наушниках мониторинга записи был отчетливо слышен мерзкий писк импульсных блоков питания от дешевой китайской светодиодной подсветки, которой в изобилии было "украшено" помещение.
С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБОРУДОВАТЬ СТУДИЮ ЗВУКОЗАПИСИ?
1. Разводка цепей электропитания в помещении.
Не важно какого размера и формата у вас студия, занимаете ли вы одну комнату в квартире, половину подвала или целый этаж небоскрёба в центре Москвы, есть одно неоспоримое правило - обеспечь свое оборудование чистым от помех и наводок электропитанием!
Шаг первый. Найдите распределительный щиток, отвечающий за питание вашего помещения, а также человека, который разбирается в электрике. Не брата жены, не знакомого "который самостоятельно собрал кухню и сделал в ней светодиодную подсветку", не таджика с ближайшей стройки - а настоящего специалиста.
Объясните ему, что вам необходимо провести прямую линию от электро-щитка в помещение будущей студии. У этой линии должен быть отдельный автомат на 16 Ампер, а также реле контроля напряжения. Это должна быть действительно прямая линия, не из распределительной коробки, не какой-то шлейф непонятно откуда. Проводку линии питания выполняем одножильным медным кабелем, 3х1.5 ГОСТ. Наличие заземления от шины земли в щитке ОБЯЗАТЕЛЬНО.
На конце этой линии, в удобном месте рядом со столом звукорежиссера, мы устанавливаем короб на 8 и более розеток. В эти розетки мы подключаем компьютер, звуковую карту, мониторы, DAW контроллер, MIDI клавиатуру.
Точно такую же вторую прямую линию мы прокладываем для будущей рэковой стойки с оборудованием для внешней аппаратной обработки звукового сигнала: микрофонные предусилители, эквалайзеры, эксайтеры, компрессоры и так далее. Желательно заранее продумать расположение стола звукорежиссера, рэковой стойки и основной группы мониторов, чтобы не портить вид студии всякими удлинителями, раскиданными по полу.
ВНИМАНИЕ! При наличии в вашем помещении нескольких фаз питания, обе эти линии должны быть запитаны с одной и той же фазы, иначе вы рискуете при коммутации столкнуться с таким очаровательным физическим явлением, как разность потенциалов. И поверьте мне, вам не понравится полученный эффект )
Шаг второй. Также вам необходимо провести в помещение третью линию питания, которую я называю "мусорная линия". В неё вы будете включать роутеры, чайники, кофеварки, микроволновые печи, зарядки для мобильных, вибраторы, различные китайские LED ленты, неоновые надписи, ночники и весь остальной трэш, оснащенный дешевыми импульсными блоками питания.
Проводку "мусорной" линии выполнять одножильным медным кабелем 3х2.5 ГОСТ, с установкой автомата на 25 Ампер, чтобы одновременное включение чайника и микроволновой печи не выбивало электричество. Эту линию необходимо также оснастить реле контроля напряжения и УЗО.
Будем считать, что всё вышеперечисленное выполнено, можно продолжать.
2. Установка компьютера с DAW, коммутация карты.
Для комфортной работы нам понадобиться стол звукорежиссера, компьютер и пара приличных мониторов, диагональю от 27 дюймов и выше. Забудьте про всякие ноутбуки, даже с диагональю 19 дюймов. Ничто не сравнится по удобству работы с двумя хорошими широкоформатными мониторами.
В качестве основного устройства мы будем использовать внешнюю звуковую карту Audient ID44 Mk II. Эта карта, в комплекте с предусилителем Audient ASP800, обеспечит нам запись по 12 каналам с параметрами 24 bit / 96 kHz.
Для коммутации нашей карты и предусилителя нам понадобится три кабеля - два оптических кабеля ADAT и один коаксиальный кабель BNC для выполнения синхронизации. Оптические кабели мы подсоединяем к разъемам на задней панели ADAT OUT 1 и 2 предусилителя Audient ASP800 и к разъемам Optical IN 1 и 2 на звуковой карте. Коаксиальный кабель подсоединяем к разъемам World Clock на предусилителе и звуковой карте. В настройках на панели управления Audient ID44 Mk II выбираем Digital IN - ADAT, Prefered Clock Source - Internal.
Таким образом, мы получаем в дополнение к четырем аналоговым каналам восемь цифровых каналов с параметрами записи 24/96, причем два первых цифровых канала с возможностью окраски звука. В дополнение к этому, два первых аналоговых канала звуковой карты позволяют подключать внешнюю обработку сигнала за счет наличия разъемов Send/Return.
Подключите звуковую карту к вашему компьютеру, используя разъемы на его задней панели. Нас интересуют разъемы USB стандарта от USB 2.0 и выше, как правило они выделены синим цветом. НЕЖЕЛАТЕЛЬНО подключать звуковую карту к настольным хабам, дополнительным USB разъемам монитора или клавиатуры или к разъемам на внешней стороне корпуса.
3. Стойки для микрофонов.
Не покупайте микрофонные стойки на сдачу от пачки сигарет и упаковки Доширака! Это не менее важный компонент студии звукозаписи, чем хорошие провода для коммутации или качественное оборудование для работы с сигналом.
Учитывая небольшой формат нашей студии, я не буду советовать приобретать монструозные специальные студийные "журавли" на колесах, стоимостью как крыло от Boeing 767, чья задача держать винтажные и кастомные ламповые микрофоны весом под килограмм. Но все же определенные вложения сделать придётся.
A. Прямая стойка для крепления микрофона для вокала. Она должна стоять максимально устойчиво и легко выдерживать вес конденсаторного микрофона с широкой мембраной. Мы выберем стойку с круглым основанием, так как современные исполнители могут быть достаточно подвижными, и легко зацепят своими ногами боковые ножки стойки, если они у нее будут.
Также у этих стоек есть устройство для простой регулировки по высоте, и очумелые ручки рэперов не будут крутить фиксатор высоты из стороны в сторону, пытаясь вспомнить направление хода часовой стрелки.
Вариант №1: Hercules MS201B Plus
Вариант №2: K&M 26085-300-55
Вариант №3: K&M 26200-300-55 Elegance
Вариант №4: Ultimate LIVE-MC-77B
Вариант №5: Gravity MS 231 HB
Этот список носит рекомендательный характер и не содержит рекламы, вы можете подобрать похожую по параметрам стойку под ваш бюджет - главное чтобы она была устойчивой и выполнена из качественных материалов.
B. Наклонная стойка для микрофона, типа "журавль". Задача этих стоек - нести инструментальные микрофоны разных типов и фиксировать их на заданной высоте от пола.
Вариант №1: K&M 21080-300-55
Вариант №2: K&M 21090-300-55
Вариант №3: Gravity MS 4322 HDB
Вариант №4: Ultimate Support PRO-X-T-T
C. Низкая стойка для микрофона, типа "журавль". Задача этих стоек - озвучка ударных установок и гитарных кабинетов.
Вариант №1: K&M 25900-300-55
Вариант №2: K&M 25950-300-55 Rien
Вариант №3: Ultimate JS-KD55
Вариант №4: Ultimate JS-MCFB50
4. Выбор микрофонов для студии.
A. В качестве основного микрофона мы будем использовать Rode NT1 Signature.
Это конденсаторный микрофон с отличным соотношением стоимость/качество и сверхнизким уровнем собственных шумов. В комплекте поставки идет подвес хорошего качества и вполне приличный поп-фильтр. Обзор на этот микрофон вы можете посмотреть тут.
B. В качестве инструментальных микрофонов с узкой мембраной я предлагаю использовать комплект подобранных микрофонов Rode NT55-MP:
Этот комплект подобранных микрофонов обладает двумя переключателями чувствительности и частоты среза низких частот, а также сменными капсюлями круговой диаграммы направленности.
C. На роль динамического универсального микрофона для озвучивания гитарных кабинетов я предлагаю рассмотреть Rode M1 как достойную альтернативу Shure SM58.
Он отличается повышенной прочностью конструкции, пожизненной гарантией и устойчивостью к высоким уровням звукового давления.
5. Звуковая подготовка помещения.
Основная задача звуковой подготовки помещения - по максимуму убрать все отражения и резонансы, а также посторонние шумы. Чем глуше и тише комната, в которой производится запись - тем лучше.
Нам понадобятся басовые ловушки, акустические диффузоры и акустические панели. Басовые ловушки мы размещаем по углам комнаты, если эти углы не закрыты полностью мебелью или другими элементами интерьера. Акустические диффузоры устанавливаются на тыловой и фронтальной стенах помещения студии, напротив которых стоит рабочий стол звукорежиссера с акустическими мониторами. Акустические панели крепятся на боковых стенах и потолке, для снижения гулкости и возможных переотражений звука.
Если в помещении есть окна - они должны быть полностью закрыты максимально плотными шторами или гардинами, стекло может отражать звук или дребезжать от басов. Если у вас нет возможности закрыть свободные стены акустическими панелями - завесьте их плотной тканью, она отлично поглощает звук.
Если вы находитесь в полуподвальном помещении или подвале - обратите внимание на наличие коробов или труб вентиляции. Они могут выступать в качестве волноводов и гудеть либо резонировать в определенном спектре частот. Зачастую их необходимо перекрывать встроенными задвижками на время записи или глушить входы в их каналы мягкими акустическими заглушками.
В хорошо подготовленном помещении, после сильного, акцентированного хлопка в ладоши, вы не должны услышать никаких отражений, призвуков или резонансов.
ВАЖНО! Дешевые тонкие поролоновые панели, с так любимыми в народе "пирамидками" - куда менее эффективны, чем специализированные диффузоры и войлочные многослойные панели. Особенно это касается помещений со сложной акустикой.
6. Акустические мониторы ближнего поля.
В выборе мониторов необходимо руководствоваться не только обзорами и роликами на Youtube, но в первую очередь - размером помещения. Нет смысла покупать в маленькую студию мониторы с восьмидюймовым динамиком, как и покупать в большое помещение только одну пару мониторов с диафрагмой размером в пять дюймов.
Также нужно учитывать расположение порта фазоинвертора и наличие возможности крепить мониторы на стену или на специальную стойку. В идеале - ваша голова и мониторы должны составлять равносторонний треугольник, а высокочастотные динамики должны находиться на уровне ваших ушей.
Ниже я приведу примеры популярных мониторов с пятидюймовым динамиком. Не покупайте мониторы без предварительной прослушки "вживую". Есть много магазинов, которые представляют услугу прослушивания перед покупкой.
A. JBL 305P MkII
Неплохой монитор начального уровня, выход фазоинвертора находится сзади. Использовать строго на специальных подставках типа IsoAcoustics, в противном случае может искажать басы. Чувствителен к расстоянию до ближайшей стены из-за тыльного расположения порта фазоинвертора.
Обзор модели: Youtube
Б. Tannoy Gold 5
В мониторе используется новый коаксиальный 5-дюймовый НЧ динамик и титановый высокочастотный твитер, с фирменным волноводом Tulip. Внутри корпуса установлен сдвоенный усилитель класса AB, порт фазоинвертора на передней панели.
Обзор модели: Youtube
С. ADAM T5V
Монитор оснащен ленточными фирменными высокочастотными твитерами U-ART, усилителем класса D и полипропиленовым пятидюймовым НЧ динамиком. Порт фазоинвертора находится с тыльной стороны. Очень хорошее разрешение в диапазоне высоких частот, спорное в целом звучание из-за посредственных ADC преобразователей.
Обзор модели: Youtube
Д. KRK RP5G4
Монитор оснащен динамиками с кевларовыми диафрагмами, усилителем класса D, встроенным Brickwall лимитером, на задней панели установлен ЖК экран с отображением настроек эквалайзера. Порт фазоинвертора находится спереди.
Обзор модели: Youtube
Е. YAMAHA HS5
Популярные в народе мониторы, оснащенные 5-дюймовым низкочастотным динамиком и купольным твитером, прикрытым защитной сеткой. Имеют очень характерную гнусавость в среднечастотном диапазоне, что нужно учитывать при работе с миксом. Порт фазоинвертора - сзади.
Обзор модели: Youtube
Е. KALI AUDIO IN-5
Компактный трехполосный студийный монитор, имеет высокий уровень детализации и широкую звуковую направленность. Усилитель класса D отличает низкий уровень шума, установлен улучшенный DSP процессор с качественными преобразователями. Среднечастотный динамик выполнен по коаксиальной схеме, порт фазоинвертора - спереди.
Обзор модели: Youtube
Продолжение следует.
Тэги: #звукозапись #студия #оборудование #звуковаякарта #микрофон #звук