–Здравствуйте, можно записаться на консультацию?
–Конечно, можно. В сентябре Вашей девочки не было. Я ее не смотрела.
–А мы редко ходим. Не всегда получается возить.
Обследование речи в детском саду проводится в первой половине сентября и во второй половине мая. Родителей обязательно в индивидуальном порядке знакомят с результатами. Речь обследуется ежегодно у детей с 3-летнего возраста.
И вот Карина с мамой в моем кабинете. Девочка рядом со мной. Мама в сторонке на стуле, вся напряженная, одно большое ухо.
Под маминым пристальным взглядом, почти не открывая рта, Карина повторяет специально подобранные предложения для проверки согласных в разных позициях: «Собака ест мясо. Шапка и шубка, вот и весь Мишутка».
С речью все в порядке. Чистая речь. Но чувствую, что с мамой не так уж все и чисто.
– Все хорошо, – говорю ей,– Карина молодец.
– А мне кажется, что она пришепетывает. Вы не слышите? Карина скажи, «кошка».
Карина стоит спиной к матери, не реагируя на ее просьбу.
– Все хорошо у вашей девочки со звуками.
– Дело в том, что я филолог, преподаватель русского языка. У меня голова кругом: студенты, диссертация… мне кажется, все-таки, что звуки у нее нечеткие.
Карина еще больше сжимается, поднимает плечи.
– Я Вас понимаю. Такая нагрузка, ответственность. Работа, семья, бытовые проблемы, всюду нужно успеть…
Карине пять лет. Для своего возраста у девочки речь хорошо развита. Снизьте планку требований к себе и дочке, расслабьтесь. И Вы сразу заметите, как всем станет легче, - говорю настойчиво, но мягко.
– Да?, - удивляется она, – а Вы психолог?
– Психолог-логопед, - улыбаюсь. Карина Ваша – умница. Такая же умница, как мама.
Она расслабляется, Карина тоже.
– Ну спасибо Вам большое. До свидания.
Мама с Кариной стоят в дверях.
– Вы на меня не в обиде?
– Нет. Ну что вы, - мама улыбается, они уходят. Я выдыхаю.
Чаще я сокрушаюсь, когда родители не уделяют должного внимания развитию речи ребенка, не выполняют рекомендации, попустительствуют. Это всегда негативно сказывается на ребенке. Все его удачи и победы будут вопреки.
Но ничуть не лучше, когда родители предъявляют высокие требования к детям: в три года не выговаривает [р], уже три с половиной, а не читает; да, и еще, почему-то, не решает логарифмические уравнения.
Совет такой: ищите во всем золотую середину, в том числе и в отношении развития детей. Оценивайте их возрастные возможности и способности.
А еще: поменьше родительской тревожности. У тревожных родителей растут такие же тревожные дети.
Больше любви и внимания, и все будет хорошо.