Найти тему

Балтийский завод задолжал проектировщику атомных ледоколов 300 млн рублей

Последний из слушающихся по существу процессов между петербургскими АО "Центральное конструкторское бюро “Айсберг”" и Балтийским заводом из-за долгов за проектное сопровождение строительства ледоколов серии 22220 завершится в конце января.

"Айсберг" требует от Балтийского завода 73,5 млн рублей по одному из договоров, подробности которого пока не опубликованы. Процесс должен был завершиться 9 декабря, но слушание перенесли.

Сегодня один такой процесс слушается по существу, три выигрыша "Айсберга" уже вступили в законную силу, три процесса пока выиграны в первой инстанции, рассмотрение ещё двух не началось. Общая сумма претензий составляет 271,6 млн рублей, на портале "Электронное правосудие" опубликованы сведения о пяти спорных договорах на 545,4 млн для атомоходов "Арктика" и "Сибирь". Все дела слушаются в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области.

В спорах, где опубликованы судебные решения с мотивировочными частями, в основном речь идёт об инженерном сопровождении строительства первого ледокола серии 22220 "Сибирь". Таких споров четыре из пяти с раскрытыми документами. Во всех случаях речь идёт о договорах по "техническому сопровождению постройки ледокола… разработке или корректировке технической документации". Один договор касается строительства головного атомохода серии "Арктика" — там Балтийский завод нанял "Айсберг" для разработки постоянного комплекта эксплуатационной документации после сдачи судна заказчику (ФГУП "Атомфлот" из госкорпорации "Росатом") за 130 млн рублей.

Причины споров везде одинаковые — "Айсберг" выполнил взятые на себя обязательства, а Балтийский завод не полностью или не своевременно расплатился. На предприятии автору статьи сказали, что причина всех споров — сложное финансовое состояние завода, но заверили, что по исполнительным листам "Айсберг" обязательно получит все свои деньги. Представитель "Айсберга" комментировать споры с Балтийским заводом отказался.

Вместе с отложенным 9 декабря процессом два оставшихся иска, оставленных судом без движения до конца декабря и середины января, охватывают самые крупные претензии проектировщика ледоколов к их строителю — всего на 190,5 млн рублей, это более двух третей суммы всех претензий. Впрочем, четыре из шести выигрышей "Айсберга" пока не вступили в законную силу.

По словам руководителя департамента судостроения производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" Александра Сафонова, сопровождение проектантом строительства судна — очень важная опция, "забыть" про финансирование которой недопустимо.

"Ледокол как продукция поднадзорен Российскому морскому регистру и Росатомфлоту, и его ожидает довольно серьёзная проверка на всех стадиях постройки. Проектировщики на некоторые группы простых чертежей зачастую привлекают не столь опытных работников, как на системы, электрику и механизмы. Это могут быть практиканты или даже “зелёные” выпускники вузов. У них случаются ошибки, которые из–за малой важности чертежа никто особо не проверяет. Итогом будет согласованная всеми документация, по которой невозможно сдать судно. Кроме того, ошибки могут быть и в серьёзных чертежах. В моей практике на судах класса arc5 было 4 тыс. оперативных решений, повлёкших бессчётное количество изменений в проектной и рабочей документации", — говорит эксперт.

Генеральный директор петербургского ООО "Судовые движительные комплексы" Иван Положий также полагает, что взаимоотношения между строителем ледоколов и проектантом в данном случае очевидны.

"Эксплуатационную документацию разрабатывают изготовители оборудования, и её состав указывается в контракте. Проектанты, как правило, готовят документы по остойчивости, непотопляемости, корпусу, переборкам, дверям, люкам, горловинам, цистернам. Это всё очень важные составляющие судна, они всегда входят в рабоче–конструкторскую документацию, которая во время строительства всегда корректируется. Тут не может быть двух мнений: подписал договор — плати", — говорит менеджер.

ЦКБ "Айсберг" — один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956–го, когда по проекту "Айсберга" заложили первый в мире атомный ледокол "Ленин". АО "ЦКБ “Айсберг”" зарегистрировано в августе 1993 года. По данным СПАРК с актуализацией на конец II квартала 2021 года, 90,42% акций принадлежат АО "Современные технологии судостроения", чей основной бенефициар — "Роснефть". Выручка "Айсберга" за 2021 год составила 1,9 млрд рублей.

Атомные ледоколы серии 22220 обеспечивают российское лидерство в Арктике. Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье.

Заказчиком всей серии выступает "Атомфлот", исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество "Балтийский завод". По данным СПАРК, на 97,79% АО принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути.

Между Балтийским заводом и "Атомфлотом" заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:

— головной "Арктики" стоимостью 37 млрд рублей;

— "Сибири" и "Урала" стоимостью 84,4 млрд рублей;

— "Якутии" и "Чукотки" стоимостью 100 млрд рублей без НДС.

"Арктика", "Сибирь" и "Урал" уже осваивают Северный морской путь, сдача "Якутии" и "Чукотки" назначена на 2024 и 2025 годы соответственно.

https://www.dp.ru/a/2022/12/12/Zavod_natolknulsja_na_Ajs?from=dzen-news