-Милочка, ну не уходи! Я обещаю! Я брошу пить!!!
Людмила смотрела в умоляющее лицо мужа и не чувствовала ничего. Лишь желание побыстрее закончить это все и забыть о годах жизни с алкоголиком.
Она полюбила Сашу почти сразу. Тогда он казался ей самым добрым, самым щедрым и самым заботливым. "Ну и что, что выпивал? Это ведь только по праздникам. Ну или в выходной... Вот обзаведется семьей и перестанет. Некогда будет думать о развлечениях и выпивке." Так думала Люда, выходя замуж.
Но после свадьбы ничего не изменилось. Саша продолжал выпивать. К традиционным поводам стали прибавляться новые. Разговоры и просьбы не помогали. Люда надеялась, что с рождением ребенка все изменится. Но.. Ничего не изменилось. Просто добавились новые причины, чтобы выпить.
-Если ты не бросишь пить - я с тобой разведусь! - пригрозила однажды Людмила мужу. Саша присмирел и держался почти год. Затем все пошло как прежде. Люда еще раз пригрозила и все повторилось. Только срок выдержки стал меньше. Так повторялось несколько раз пока Саша на очередную угрозу лишь махнул рукой и ушел к друзьям.
Люда подала на развод.
Сначала муж не поверил и лишь посмеялся:
-Да ладно ты, Людок! Мы ведь оба знаем, что друг без друга никуда! Ну и что, что я пью? Я ведь не буяню, из дома ничего не тащу! Тебя и дочь люблю.
-И ты считаешь этого достаточно? - взорвалась Люда. - А то, что ребенок не знает, как ты трезвый выглядишь? А то, что я денег от тебя практически не вижу? Да и твой перегар мне надоело нюхать! Меня тошнит от твоего амбре!
Саша разволновался и впервые за несколько месяцев пришел домой трезвый. Но Люда уже собрала его вещи.
-Людочка, ну зачем ты так? - взмолился мужчина. - Ну давай еще раз попробуем! Ну хочешь, я закодируюсь?
-Ты должен был это сделать еще несколько лет назад! - отрезала Людмила. - А ты.... Ты даже не сказал мне, что тебя с работы за пьянку выгнали! Я что теперь тебя содержать должна?
-Я устроюсь на новую работу! Ну, Людочка! Ну пожалуйста! Не руби с плеча!
__________________________________________
Саша переехал в квартиру, оставшуюся ему от родителей. После развода он сильно запил. Людмила же начала налаживать личную жизнь. Вскоре она встретила хорошего мужчину. У Николая был свой небольшой, но хорошо отлаженный бизнес. Он прекрасно относился к дочери Людмилы, Машеньке, и вскоре пара решила жить вместе.
Люда иногда встречала бывшего мужа. Тот так и не устроился на работу. Был неопрятен и все время пьян.
-Саша, ну возьми ты себя в руки! - сказала однажды при встрече Люда. - Хватит уже пить! Ты ведь так и сгинешь где-нибудь в канаве!
-Ну и что! - ответил тот. - Для кого мне себя в руках держать? Ты ушла. С дочерью видеться не даешь..
-Как ты собираешься с ней встречаться в таком виде? Неужели тебе не стыдно, что она подумает о тебе? Что она будет стесняться, что у нее такой отец?
Саша ничего не ответил. Повесив голову и не попрощавшись, пошел своей дорогой.
Прошло два года после развода. В новой семье Людмилы все шло стабильно ровно. Николай ни в чем ей и Машеньке не отказывал, был заботлив и... много работал. Однажды за ужином мужчина с загадочной улыбкой намекнул, что их жизнь скоро изменится в лучшую сторону.
-И заживем мы с вами.... - улыбаясь, произнес мужчина.
Людмила решила, что Николай созрел для женитьбы и потихоньку начала приглядывать платье.
-Людмила Ивановна! Это классный руководитель Машеньки! - голос в трубке был взволнованный. - Вы только не волнуйтесь.... Машенька упала на уроке в обморок... Мы вызвали скорую.... Она сейчас...
Людмила была в больнице уже через двадцать минут.
-Не буду вас держать в неведении, - встретил ее хмурый врач, - но прогнозы неутешительные.
Он назвал замудренную болезнь, которая настигла Машеньку.
-Неужели нет никакого выхода? - Людмила готова была сама вот-вот упасть в обморок.
-Операция. Но...
-Что????
-Она стоит больших денег и вероятность выздоровления после нее ничтожна. Мне тяжело это говорить, но...
Людмила не дослушала. Когда она пришла в себя рядом с ней был Николай. Заливаясь слезами, женщина все рассказала.
-Коля! Ты дашь нам на операцию? - всхлипывая спросила женщина. Николай ничего не ответил. В это время Людмилу позвали в палату к дочери.
Вечером она снова задала свой вопрос мужчине.
-Понимаешь, Люд, все мои деньги вложены в бизнес. И вытаскивать их сейчас опасно. Я могу обанкротиться! А операция... Она, скорее всего, не поможет... Тебе придется смириться с неизбежным, Мил...
-Как смириться? - не верила свои ушам женщина. - Что ты такое говоришь? Я думала, ты нас любишь!
-Я вас действительно люблю! Но.... Людмила! Давай смотреть правде в глаза! Машеньке не поможет операция, и деньги будут просто выброшены. У нас с тобой еще буду дети! Что поделать? Такова жизнь!
Людмила смотрела на Николая расширенными от ужаса глазами. Не говоря ни слова бросилась в комнату. Собрав свои и Машины вещи, направилась к выходу. Николай ее не остановил.
Она шла по темным улицам и заливалась слезами. Как? Как так получилось, что в ее жизнь были мужчины, которые думают только о себе?
Женщина устало опустилась на скамейку. Хотелось умереть, но мысль о том, что дочери сейчас значительно хуже, заставляла Людмилу держаться. Она не заметила, как рядом с ней кто-то сел.
-Он что тебя обидел? - услышала она вдруг и вздрогнула. Рядом с ней сидел Саша. Такой же помятый, небритый и с тяжелым запахом перегара как обычно.
-Не твое дело! - разозлилась Людмила. Меньше всего она хотела сейчас видеть бывшего мужа.
-Знаю. Ну раз ты с чемоданами, может, я тебе помогу? А Маша где?
Не отдавая себе отчета, Людмила выложила Саше все.
-А он... Он сказал, что я должна смириться... Ему, видите ли, не хочется быть банкротом! А у меня... Это последняя надежда! - рыдала женщина. - Эх! Что ж вы такие все эгоисты! - воскликнула она и, вскочив со скамейки, бросилась прочь, забыв про сумки.
Саша остался сидеть, задумчиво разглядывая землю под ногами.
Утром Людмила открыла дверь своей квартиры, чтобы ехать в больницу к дочери, и увидела свои чемоданы.
__________________________________________
-Ну что, Людмила Ивановна, вы будете делать операцию? - врач смотрел на женщину грустными глазами. Было видно, что он всей душой переживает, но...
-У меня нет денег... - прошептала Людмила. - Я хотела продать свою квартиру, но она в ипотеке.... - женщина уже собиралась снова зарыдать, как дверь палаты открылась и вошел Александр. Он был чисто выбрит, одет в старенькую, но чистую одежду и от него приятно пахло одеколоном.
-Вот, - он протянул Людмиле бумажный сверток, - тут должно хватить.
Трясущимися руками Люда развернула бумагу и на пол посыпались пачки купюр.
-Откуда у тебя это?
-Не важно! У Машеньки должен быть шанс!
Спустя полгода Люда с Машей входили в свою квартиру. Им предстояла еще несколько месяцев реабилитации, но самое страшное осталось позади.
Саша навещал их в больнице. Больше от него не пахло перегаром. Он сильно похудел и осунулся. В последние пару недель он не приходил.
Взволнованная Людмила решила навестить его и узнать, что случилось. Дверь ей открыл незнакомый мужчина.
-А.... - растерялась Люда... - А где Александр?
-Вы про бывшего хозяина? Так я не знаю! Сам его полгода назад только видел! - подал плечами мужчина.
Значит... Чтобы помочь дочери, он продал свою квартиру, а сам остался на улице? На глазах Людмилы появились слезы. Эх, Саша-Саша! Не смог алкоголь сделать тебя черствым и бездушным человеком!
-Мам! Папы давно не было, - голос дочери прервал Людмилины размышления, - ты не знаешь, что с ним?
-Нет. Но обязательно узнаю! Вот сейчас разберем вещи, а завтра я пойду его искать.
В дверь позвонили. За ними стоял Саша с цветами и тортом.
-Извините, в больнице сказали, что вас выписали, вот я и решил вас дома навестить, - мужчина нерешительно топтался на по пороге.
-Да ты проходи! Мы как раз чай собирались пить! - обрадовалась Людмила.
Когда все устроились на кухне, женщина снова спросила:
-Где же ты теперь живешь?
-Так на работе. Я устроился кочегаром в одну из котельных. Мне разрешили там жить.
-А как же с этим? - Люда выразительно посмотрела Саше в глаза.
-Бросил. Поклялся, что если Машенька поправится - больше капли в рот не возьму! Вот ... уже полгода. И знаешь? Даже не тянет!
Засиделись допоздна. Разговаривали, вспоминая прошлое. Радовались настоящему. После того, как Маша заснула, Александр засобирался.
-Пойду. Поздно уже. Тебе тоже нужно отдохнуть.
-Оставайся, - тихо произнесла Людмила, - пока на правах отца.