Был в СССР когда-то необычный проект подводной лодки, так называемый проект 661 "Анчар", в среде знающих людей шутливо прозванный "Золотой рыбкой". Построенная по проекту лодка была уникальной по многим показателям. Судите сами: "Анчар" был первой в мире субмариной, имевшей титановый корпус, первым в мире средством, которое умело стрелять крылатыми ракетами из подводного положения, а еще эта подлодка была первой в истории, класс которой назывался "охотник за авианосцами". Вот об этой уникальной штуке мы и поговорим сегодня.
Итак, где-то в 50-е годы прошлого столетия у военного флота американцев появилась четкая стратегия, которая и сегодня успешно применяется ими. Заключается эта стратегия в применении авианосных групп - то есть когда какая-то маленькая (а иногда и не очень) страна отказывается исполнять волю США, то к ее берегам подводят один или даже несколько американских авианосцев. Обычно после такого эта страна внезапно соглашается договариваться с американцами и делает все, о чем "мировой гегемон" просит. Если же нет...тогда от этой страны ничего не остается. Секрет прост: авианосец, даже один - это невероятное по мощи оружие, и у большинства стран мира просто нет возможности противостоять этой угрозе. Все это представляло угрозу и для СССР, хотя, конечно, в куда меньшей степени. Тем не менее, в нашей стране стали думать о том, как бы парировать угрозу. В силу особенностей нашего географического положения строить авианосцы было несподручно, поэтому СССР решил пойти по иному пути - создать относительно маленькие, но быстроходные, юркие, незаметные субмарины, которые могли бы уничтожить вражеский авианосец залпами ракет.
В общем-то в то время подводные лодки уже умели бить ракетами по целям, но с одной оговоркой - для стрельбы им приходилось всплывать. Но подобная тактика для войны с авианосными группами противника не годилась, ведь пока субмарина поднимется на поверхность, пока она приготовится к стрельбе, ее уже потопят. Именно поэтому одной из самых важных задач для конструктор будущей подлодки было сделать так, чтобы она могла стрелять из подводного положения.
В 59-м году в СССР было принято окончательное решение о создании новой скоростной субмарины, а главным конструктором проекта был назначен Николай Никитич Исанин. Примечательна личность эта тем, что в свое время была одной из самых засекреченных в Советском Союзе, о работе Исанина мало что известно.
Задача перед Исаниным была поставлена очень сложная не только потому что от него требовали самого-самого лучшего, не имеющего аналогов. Все технологии и вооружения, все узлы будущей подводной лодки должны были быть созданы абсолютно с нуля, то есть никаких заимствований из прежних проектов брать было категорически нельзя в целях секретности. То есть понятно, насколько монументальную работу предстояло провести.
Так вот и появилась у проекта название "Золотая рыбка" - потому что, естественно, стоимость создания такой уникальной субмарины превышала все мыслимые и немыслимые размеры - 240 миллионов рублей, что равняется 1% от бюджета всего Советского Союза в то время. И это на одну лодку! Это кажется не таким уж большим числом, но на забывайте, что в СССР строились дома, заводы, больницы, школы, дороги, платились пенсии, пособия, заплаты, то есть 1% бюджета на 1 подводную лодку - неимоверно большое число.
При постройке возникла масса проблем, самой большой из которых был проблема с цветным металлом. Дело в том, что ранее в СССР титан применялся в крайне небольших количествах в авиастроительной отрасли. В случае с подлодкой титан потребовался в огромном количестве и лучшего качества. Не все шло непосредственно на подлодку, ведь тогда советские специалисты еще толком технологию не освоили, а потому много материала было израсходовано на изучение, на опыты по методам сварки и т.д. В будущем этот опыт оказался бесценным, но тогда он дался огромным трудом и огромными затратами, в том числе и постройкой новых заводов.
Интересной особенностью новой подлодки были чрезвычайно высокие условия для жизни экипажа. Все было продумано, все было с умом расположено, каждая каюта была роскошной - пожалуй, лучше "Анчара" по этим показателям была только легендарная "Акула".
Но куда более внушительными оказались характеристики подлодки. Субмарина вышла на испытания 18 декабря 70-го года и поставила рекорд - почти на 100% мощности двигателя она достигла скорости в 44,7 узла в час (почти 83 км в час). Правда при этом в самой подлодки стоял такой шум, такой рев, что невозможно было разговаривать, но все равно рекорд был поставлен.
Скорость была очень важна для "Анчара", потому что она давала возможность догнать любого противника, занять любую позицию, с которой удобнее вести огонь. Кстати, в 71-м году подлодка "понервировала" американцев - она нашла в Аналитическом океане ударный авианосец Saratoga и в течение нескольких дней преследовала корабль, хотя он всяческие старался уйти от советской подлодки к родным берегам на максимально возможной для себя скорости.
По классификации НАТО подлодка "Анчар" получила название "Papa". Интересно, что в определенном смысле этот проект и правда стала "папой" для целого семейства других лодок - проекта 705 "Лира" и проекта 949А "Антей".
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.