Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Как получилось, что в битве при Дрё католики и гугеноты «обменялись» своими командующими

19 декабря 1562 года в местечке Дрё в окрестностях Орлеана в ходе Первой гугенотской войны произошло первое крупное сражение между католиками и протестантами. Примечательно то, что по завершению битвы в плену оказались трое командиров - со стороны католиков - коннетабль Анн де Монморански и Жак д’Альбон маршал де Сент-Андре, со стороны гугенотов - Луи де Бурбон, принц де Конде.

Принц де Конде, взятый в плен в битве при Дрё.
Принц де Конде, взятый в плен в битве при Дрё.

И если Монморанси и Бурбону посчастливилось вернуться из плена и позднее принять участие в других битвах той эпохи, то для Сент-Андре баталия при Дрё стала последней. Оказавшись в плену, он случайно попался на глаза своему личному врагу, сеньору де Бобиньи и был им убит из мести.

Надо сказать, что само это сражение произошло, можно сказать, неожиданно, по крайней мере для протестантов. Армия гуненотов под предводительством Луи де Бурбона тихо-мирно направлялась к Гавру, где собиралась объединиться с англичанами. И тут вдруг в окрестностях Дрё наткнулась на королевские войска, преградившие ей путь. У католиков было раза в два больше пехотинцев, но зато в плане кавалерии они значительно уступали протестантам.

Понимая, что у них не особенно много шансов на решительную победу, гугеноты не спешили нападать первыми. Да и адмирал Гаспар де Колиньи убедил Луи де Бурбона в том, что католики не решатся двинуть свои войска в атаку, поскольку не захотят рисковать элитной (и немногочисленной) дворянской конницей.

В течение двух часов войска, уже готовые к бою, стояли напротив друг друга, не осмеливаясь атаковать первыми. Усугубляло ситуацию и то, что религиозные войны во Франции только начинались и католики с протестантами ещё не испытывали такой жгучей ненависти по отношению друг к другу, как это было, скажем, в канун печально известной Варфоломеевской ночи. К тому же, почти у каждого воина, включая командующих, были друзья и родственники на «той», «другой» стороне.

Наконец, гугеноты решились. И при поддержке рейтар атаковали первыми. Опрокинув левое крыло королевских войск, они захватили в плен коннетабля де Монморанси, после чего ринулись грабить вражеский обоз.

Но тут уже и католики опомнились и двинули в бой швейцарскую пехоту, ценой огромных потерь отбившую атаки противника.

Тем временем Франсуа де Гиз и Сент-Андре успели перебросить свежие кавалерийские отряды с правого фланга католической армии на левый, где был эпицентр сражения. Кавалеристы без особых усилий разбросали довольно слабую гугенотскую пехоту, заставили отступить измотанную несколькими часами сражения конницу протестантов и взяли в плен принца Конде.

К этому времени поле боя уже было в основном под контролем католиков. Но гугеноты ещё пытались сопротивляться. Так, у Бленвиля им даже удалось захватить в плен маршала де Сент-Андре.

Пехотинцы католиков огнём из аркебуз остановили наступающих гугенотов, после чего Гиз совсем уже решил было двинуть разрозненные части кавалерии в атаку, но этого не потребовалось. Дабы не потерять остатки гугенотской армии и не желая окончательного разгрома, Колиньи отдал приказ об отступлении.

Победа осталась за католиками, но какой ценой! При Дрё пало около 800 конников, большинство из которых принадлежали к политической элите Франции. И это - не считая свыше трёх тысяч пехотинцев.

Лишь через семь недель королевские войска попытались занять Орлеан (неофициальную столицу гугенотов), но так и не смогли этого сделать. Да, они победили в битве при Дрё, но протестанты хоть и проиграли единственное крупное сражение времён Первой гугенотской войны, им всё же удалось отстоять свои права.

Вскоре Гиз был застрелен гугенотом Польтро де Мере во время осады Орлеана. Конде и Монморанси вернулись из плена после заключения мира в Амбуазе. А ещё через несколько лет военные действия между католиками и гугенотами возобновились. Начиналась Вторая гугенотская война, ещё более ожесточённая, чем та, первая.

-2