1. Периодически обновляйте устав своей организации
Помните, что устав надо регулярно приводить в соответствие с изменившимися нормами законодательства.
Например, в 2014 году в Гражданский кодекс внесли изменения о возможности НКО заниматься приносящей доход деятельностью. В пункте 4 статьи 50 Гражданского кодекса указали, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, только если это предусмотрено их уставами.
А осенью 2020 года вступили в силу нормы, регулирующие порядок использования ящиков для сбора пожертвований. Теперь ящики могут использовать только те некоммерческие организации, уставами которых предусмотрено осуществление благотворительной деятельности.
2. Следите, чтоб деятельность НКО соответствовала законодательству и уставу
Уже на этапе регистрации юридические лица и индивидуальные предприниматели должны определиться, чем именно хотят заниматься, и сообщить об этом государству. А также зафиксировать все виды экономической деятельности в уставе, определить и прописать для каждого из них коды согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кодов в этом классификаторе много, и важно выбрать максимально подходящие.
Под деятельностью некоммерческой организации имеется в виду все: проекты, мероприятия, оказываемые помощь и услуги, покупки и продажи чего-либо. В этом вопросе нельзя слепо копировать чужой опыт, необходимо учесть особенности именно своей организации.
Коды ОКВЭД бывают основные и дополнительные:
✔️ Основной код должен соответствовать цели создания организации или ее основному виду деятельности. Его обязательно иметь каждому юридическому.
✔️ Дополнительные коды нужно указывать, если есть какие-то побочные виды деятельности. Впоследствии коды можно менять и убирать неактуальные.
Некоторые организационно-правовые формы НКО имеют «свои» коды, которые используются как основные. Например, у общественных организаций (если это не политическая партия или религиозная организация) будет ОКВЭД 94.99, а у ассоциаций и союзов - 94.12. Если для того, чем занимается организация, есть специальный код, а в заявлении будет указан другой, в регистрации могут отказать.
3. Своевременно и правильно оформляйте документы
Если вы будете так делать, бумажная работа не будет для вас обузой и даже наоборот. Протоколы и приказы, подтверждающие принятые решения, договоры с членами команды и партнерами, благополучателями, кадровая, бухгалтерская документация и отчетность - правильно оформленные документы помогут организации при возникновении вопросов или споров.
Так, контролирующие органы при проверках будут изучать документы организации. И ответить на претензии благополучателями можно, сославшись на требования утвержденных в НКО программы или проекта. А требовать исправить результаты работ можно, если требования к качеству были четко сформулированы в договоре.
Назначьте кого-то ответственным за документацию - руководителя отдела, сотрудника, даже волонтера. Но помните, что ответственность несет руководитель.
Образцы документов можно найти на ресурсах ngo-law.ru, lawcs.ru, charity.lawcs.ru
4. Знайте источники поступления имущества вашей организации
Наличие у организации имущества из иностранных источников (в том числе от российских юридических лиц и граждан России) при определенных условиях один из двух критериев включения некоммерческих организаций в реестр выполняющих функции иностранного агента. Кроме того, без информации об источниках имущества невозможно правильно заполнить формы отчетности в Минюст.
5. Учитывайте, есть ли у организации право зарабатывать
Некоммерческие организации имеют право зарабатывать (осуществлять приносящую доход деятельность), если:
✔️ такое право закреплено в уставе организации;
✔️ есть нужные коды ОКВЭД;
✔️ есть имущество стоимостью не менее 10 000 рублей.
Важно помнить, что необходимо соблюдать отдельные требования законодательства. Их довольно много: например, нельзя продавать имущество, полученное как пожертвование.
6. Прописывайте право использовать ящики для сбора пожертвований
Помните, вы вправе использовать ящики для сбора пожертвований, только если в вашем уставе закреплено право ведения благотворительной деятельности. Использование ящиков также должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства, а отчет об использовании собранного имущества необходимо ежегодно публиковать на портале Минюста.
В соответствии с Гражданским кодексом, получать пожертвования вправе в том числе организации социального обслуживания и другие аналогичные организации, благотворительные и научные, общественные и религиозные, иные некоммерческие организации. В соответствии с законом и только на общеполезные цели.
При извлечении денежных средств из ящиков:
✔️ деньги, извлеченные из ящика, нужно пересчитать на месте и записать сумму в акте вскрытия ящика;
✔️ акт составляется в трех экземплярах, подписывается уполномоченным лицом и двумя свидетелями;
✔️ деньги сдаются в банк в течение трех рабочих дней со дня их извлечения из ящика, с зачислением на банковский счет благотворительной организации;
✔️ при превышении установленного организацией лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации необходимо зачислить извлеченные средства на банковский счет до конца дня.
❗ Ежегодно до 15 апреля благотворительная организация обязана публиковать отчет об использовании пожертвований, собранных в ящики. Публиковать отчет обязательно на информационных ресурсах Минюста, а также на собственном сайте, если он есть.
Подробнее о порядке использования ящиков для сбора пожертвований можно узнать в Центре правовых знаний по благотворительности.
7. Следите за изменениями в законодательстве
Регулярно посещайте образовательные мероприятия и изучайте материалы о нововведениях в законодательств. Например, на сайтах «Правовой команды» и ассоциации «Юристы за гражданское общество» вы найдете актуальные комментарии и обзоры законодательства, доступные инструкции и алгоритмы для грамотного ведения документооборота, а также планируемые встречи и события для НКО.