«Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Это изречение приписывают одному из самых известных древних мыслителей Китая – Конфуцию (551 — 479 до н. э). Основавший свою философскую систему, названную в честь него – «конфуцианство», со временем ставшей государственной идеологией, просуществовавшей в Китае аж до начала 20 века, Кон-Фу-Цзы (Мудрец Кун) происходил из знатного рода Кун и являлся потомком полководца императора Вэй-цзы, получившего в награду за хорошую службу царство и княжеский титул. Считается, что Конфуций был учеником Лао Цзы и, первым профессиональным педагогом в своей стране. Посвятив всю жизнь обучению других людей, он оставил нам бесценный кладезь мудрости в виде своих трудов, изобилующих не только философскими размышлениями и законотворчеством, но и простыми житейскими рекомендациями. Как жить? «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
О, да. Рано или поздно человек встает перед выбором своего жизненного пути. И тут каждый выбирает по себе: кто журавля в небе, кто синицу в руках. Но Конфуций предлагает нам отринуть оценочные реалии окружающего мира и поступить не по амбициям или конъюнктуре, а что называется, по сердцу.
Не секрет, что востребованность конкретных профессий не бывает одинаковой в разные экономические периоды в той или иной стране. Например, во времена Петра Первого в России профессия инженера была огромной редкостью, при этом очень востребована, и на самом высоком уровне – на уровне главы государства.
А в 80е годы 20 века в Советском Союзе уже насчитывали 58% инженеров среди всех сотрудников. Почему? Потому что в СССР самый большой вклад в ВВП был у промышленности. А в промышленности больше всего нужны инженеры.
В современной же России вклад промышленности в ВВП уже небольшой, теперь преобладают услуги, самую большую долю занимает торговля. Соответственно, специалист по продажам сегодня ценится на много выше инженера.
Но разве молодой человек, стоящий перед выбором профессии может заглянуть так далеко в будущее экономики? А даже если и попробует спрогнозировать, наверняка ошибется:
кто мог предположить возникновение интернета, сотовой связи, цифровых технологий, радикально изменивших основные векторы развития экономики всех стран в течение каких-то 20 лет? Никто. Вот и получается, что юноши и девушки, сделавшие свой выбор в профессии в пользу призвания оказываются в более выгодной перспективной позиции даже экономически. А о том, что заниматься любимым делом – это еще и удовольствие, и постоянный приток энергии, и не иссякающая мотивация я вообще молчу.
Представьте себе Ван Гога, работающим на фабрике сборки музыкальных инструментов или на судоверфи. Или Рахманинова – оперирующим хирургом. Это были бы плохие или в лучшем случае ординарные операции в исполнении несчастного врача, устающего от пациентов, их боли и вида крови, каждое утро мечтающего о скорейшем завершении наступившего дня.
Ван Гог, скорее всего тоже не совершил бы ничего выдающегося в судостроении, и скрипку Страдивари не собрал бы. А вот по ночам рисовал бы свое звездное небо и окружающих рабочих и их быт, и делал бы это без устали.
И какие весомые подтверждения ценности выбора в пользу призвания (работы по душе) дает нам история жизни Сергея Рахманинова в виде его прекрасных фортепианных концертов, вокализа и прочих шедевров, без которых уже невозможно сегодня представить мировую сокровищницу музыки! А ведь он играл на фортепиано по восемь часов каждый день, ему даже в поезд пианино ставили, потому что иначе он не мог, он терял форму (по его же свидетельству).
Ну разве может человек столько работать, если это просто работа, а не призвание? Нет, и эмоциональное выгорание гарантировано. Отсюда и современные идеи о том, что полезно раз в пять лет менять работу. Отсюда – от работы не по душе. Прямо вижу Ваганову, позанимавшуюся балетом пять лет, и решившую следующие пять лет посвятить поэзии…
«Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво!» В своем призвании человек реализует лучшие свои качества, получает доступ к неисчерпаемому запасу энергии! Да, человек не может работать без устали, но творить без устали он может! И в этом есть богоподобие человека. Ведь как известно, мы созданы по образу, а подобия должны достигать… Не здесь ли приоткрывается нам тайна творения? Не Бог ли влагает в ищущее Его даров сердце дерзновение? Не Он ли являет Себя в проблесках интуиции всех, кто посвятил себя именно этому пути?
Великий индийский математик Сриниваса Рамануджан, родившийся в самом конце 19 века в семье брахманов, не имеющий специального математического образования, в 14 лет открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. А в 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра, изучая которое у Рамануджана сложился уникальный способ мышления, благодаря чему, не имея никакого образования, он представил свои блестящие теории в Кэмбридж, поступил туда и в последствие был избран в Английское Королевское общество и профессором Кэмбриджского университета, что для индуса в Англии немыслимо. Этот удивительный гений, проживший всего 33 года, опередил развитие математики минимум на сто лет. Он говорил: «Для меня уравнение не имеет смысла, если не выражает мысль Бога». Занимаясь математикой самозабвенно, он не работал в жизни ни одного дня.
Картина Ван Гога «Портрет доктора Поля Гаше» была продана на аукционе «Кристис» за 83 млн. долл. Сегодня он один из самых дорогих художников мира. Но при его жизни купили только одну картину «Красные виноградники в Арле».
Её стоимость равнялась 400 франкам, что для бедного нищего художника было целым состоянием. Однако он писал: „На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.“
Положа руку на сердце, я не уверена, что изречение «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» принадлежит Конфуцию. Уж слишком современно оно звучит, и на первый взгляд обнаруживает в себе отголоски не дорогих трендов нашей эпохи, всё еще озадаченной хлебом насущным, не обнаруживающей в себе ни покоя, ни зрелости… Однако свет истины, скромно посверкивающий из обыденных слов, говорит о глубине мудрости, вполне достойной древнего учителя. И цена её высока – не напрасно прожитая жизнь.