Найти тему
Безумная наука

"Маленький Альберт"- эксперимент, о котором не принято говорить.

Оглавление

Много психологических экспериментов, которые вошли в учебники, вызывают сейчас шок и ужас из-за этических и гуманных соображений. Один из таких экспериментов "Маленький Альберт". Это длинная история, подробности которой были неизвестны практически 100 лет, но обо всём по порядку.

Психолог Джон Уотсон в 1915 году был президентом Американской психологической ассоциации. Однажды его заинтересовало поведение собственных детей, ведь они не проявляли беспокойства или страха, свойственного большинству людей. Например, не боялись грозы и молний или, приближаясь к свече, они тянули руки, чтобы коснуться пламени. Исследователь решил проверить гипотезу, что у детей до 3 лет нет рефлекса страха, и что его можно развить искусственно.

Джон Бродес Уотсон
Джон Бродес Уотсон

Эксперимент "Маленький Альберт"

Этап 1

Джон вместе со своей ассистенткой Розали Рейнер нашли мальчика Альберта, которому на тот момент было 11 месяцев. Одна из версий говорит о том, что его взяли из детского дома. Его выбрали, потому что воспитатели без особых проблем отдали мальчика для эксперимента с условием, что вернуть Альберта нужно строго через месяц. По другой версии мальчик был с некоторыми отклонениями, его забрали из больницы, согласие на это дала сама мать.

Сначала психолог внимательно изучил эмоции мальчика. Альберту показывали живые и не живые предметы, среди них были вата, маска Санта-Клауса, кролик, горящая газета и, наконец, белая крыса. Ребенок абсолютно спокойно реагировал предметы. Результаты зафиксировали.

Маленький Альберт и Джон Уотсон в маске Санта-Клауса.
Маленький Альберт и Джон Уотсон в маске Санта-Клауса.

Этап 2

Джон хотел развить у малыша реакцию страха перед одним из этих предметов. Для эксперимента выбрали крысу. Психолог посадил мальчика в комнате, где перед ним держали крысу, а позади Альберта висела металлическая пластина.

Стоило Альберту дотронутся до крысы или проявить к ней интерес, Джон сильно ударял по импровизированному барабану молотком. Из-за резкого и громкого звука ребенок пугался. Действие повторялось каждый раз, таким образом, создавая у ребенка ассоциативный ряд. В конце этого этапа ребенок перестал обращать внимание на крысу и как-то с ней взаимодействовать.

-4

Исследование остановили на 5 дней. А на 6-ой день Альберту опять поочередно показали предметы. Все предметы он принял спокойно, но крыса его, конечно же, напугала.

Незавершенный эксперимент

Следующей задачей Джона было опровержение или подтверждение гипотезы, что Альберт может бояться предметов, которые напоминают белую крысу. Мальчику впервые показали кролика, это сразу вызвало проявление страха у ребенка. Затем ему показали белый халат и собаку - реакция на них тоже была неприятная, но слабее.

Уотсон продолжил свой эксперимент: он захотел увеличить страх ребёнка в присутствии кролика и собаки. Альберта снова поместили в комнату, где проявление интереса к собаке или кролику сопровождалось ударом по пластине. А еще ему периодически приносили крысу, чтобы мальчик не забыл реакцию страха на нее.

-5

В итоге Альберт стал бояться и этих животных. Психолог с ассистенткой хотели выяснить, на сколько долго у Альберта будет сохраняться страх к крысе, собаке и кролику. Но на это уже не хватало времени. А что еще более страшно, они также не успели избавить мальчика от тех реакций, которые были спровоцированны этим экспериментом.

Критика и осуждение

Результаты были опубликованы Джоном Уотерсом в 1920 году. Психолог остался доволен работой. Однако у общественности это вызвало волну критики и много вопросов.

Само исследование не было завершено. Также существовала серьезная проблема с этической стороны: исследователи даже не стали выяснять, что случилось с мальчиком дальше. Какое влияние это оказало на жизнь ребенка? Так же стало ясно, что не только громкий звук вызвал реакцию страха у ребенка, но и сам психолог. Когда мальчик пытался успокоиться, Джон не позволял это сделать, например, не давал засунуть в рот палец или, наоборот, вытаскивал его. Это напугает любого малыша.

Ложка мёда в бочке дёгтя

Мэри Кавер Джонс — американский психолог, родоначальница бихевиоральной терапии
Мэри Кавер Джонс — американский психолог, родоначальница бихевиоральной терапии

Однажды лекцию Уотсона посетила Мэри Кавер Джонс, она заинтересовалась его экспериментами. Её задачей было обратное - понять, как можно освободить детей от страха. И она решила использовать методы Уотсона по-своему.

Джонс работала с детьми из детских домов, у которых уже были страхи.

Самым известным её объектом был мальчик Питер, он боялся животных. Мэри показала мальчику не только источник его страха, но и немного сладостей. Если животное приближалось к Питеру, то ближе становилось и лакомство.

Эксперимент прошел успешно. Через некоторое время стимуляция вкусной пищей помогла мальчику перестать испытывать негативные эмоции и он стал дружить с животными.

Её открытие впоследствии было названо научным сообществом революционным, а саму Мэри Джонс окрестили "матерью поведенческой терапии". Ее метод используется и совершенствуется по сей день.

Борьба за нравственность

Сегодня Джона исключили бы из любого университета или даже посадили бы в тюрьму за фальсификацию эксперимента, нарушение этических принципов и причинение вреда ребёнку. Женатого в то время Уотерса "пассивно-агрессивно попросили" из института из-за романа со своей ассистенткой Розали Рейнер, он был "исключен" из университета. Путь в науку ему был закрыт навсегда. С Розали они счастливо прожили ещё 15 лет, пока она не умерла. В науку Уотерс больше не смог вернуться, поэтому нашёл своё призвание в ... рекламе, где добился колоссальных успехов. Поэтому рекламные плакаты и объявления, насыщенные психологическими приемами - это нам с вами привет от Уотерса.

Кем же был маленький Альберт и как закончилась его жизнь?

-7

История мальчика оставалась неизвестной до 2012 года. Исследователям удалось выяснить, что настоящее имя Альберта - Дуглас Мерритт, и что его жизнь закончилась очень рано и грустно. Мальчик на самом деле был болен гидроцефалией - состояние, при котором в мозге накапливается жидкость. Мальчик умер от этого заболевания 10 мая 1925 года, когда ему было немногим больше шести лет из-за сопутствующих гидроцефалии различных неврологических нарушений.

И что самое ужасное, Уотсон и Рейнер были осведомлены о проблемах ребёнка и знали, что он совсем не подходит для такого эксперимента. Однако, чтобы доказать гипотезы, в которых психолог не сомневался, они решились на обман. В современной науке желание убедить всех, а в первую очередь и себя, любыми возможными и невозможными средствами - не редкость. И, кажется, что часто фальсификации результатов экспериментов являются не намеренным злым умыслом, а личной трагедией исследователя, который хочет обрести бессмертие своего имени.

Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться