Найти тему

Бывшая станция метро «Первомайская»

Измайловский проспект, 45

Электродепо «Измайловское» и первая наземная станция московского метрополитена, получившая название «Первомайская», были спроектированы архитектором Николаем Ивановичем Демчинским (1910–?) и введены в эксплуатацию в 1954 году. Станция закрыта в 1961 году после продления Арбатско-Покровской линии на восток, а ее название передано новой станции.
Комплекс электродепо в Измайлове.
Комплекс электродепо в Измайлове.

Комплекс депо, несмотря на утилитарную функцию, получил выразительный облик: над приземистыми протяженными нефами для ремонта составов возвышается доминанта - часовая башня-кампанила, визуально закрепляющая начало района Измайлово при выезде из тоннеля.

Часовая башня-кампанила электродепо в Измайлове.
Часовая башня-кампанила электродепо в Измайлове.

В архитектуре комплекса депо угадываются образы эпохи Возрожения, а также черты промышленных зданий XIX - начала ХХ веков. 

Вход на станцию осуществлялся через вестибюль, ориентированный в сторону Измайловской площади, к которой была проложена улица. Существовало проектное предложение создания парадной площади у входа на станцию. Однако оно осталось нереализованным, а после закрытия станции потеряло смысл. 

Внешне вестибюль был оформлен двумя арочными порталами с дубовыми дверями. Нижняя часть фасада отделана рустовкой. Арки порталов украшены рустованными архивольтами с замковыми камнями. Верхняя часть вестибюля подчеркнута антаблементом, состоящим из карниза и декорированного фриза. Венчающей частью фасада является геометричный аттик, на который была нанесена надпись с названием станции и установлен знак метрополитена. Надпись и знак не сохранились. 

Вход в бывшую станцию метро «Первомайская». Фотография середины 1950-х гг. Источник pastvu.com.
Вход в бывшую станцию метро «Первомайская». Фотография середины 1950-х гг. Источник pastvu.com.

Интерьер станции был решен в светлых тонах. Стены до середины высоты отделаны плиткой. Большую роль в создании интерьера станции играли открытые металлические конструкции покрытия - двускатные стропильные фермы на изящных кронштейнах, выступающих из плоскости стены. Простенки между кронштейнами были украшены лепными картушами. Пол станции - плиточный и асфальтовый. К потолку в центре перонного зала подвешивались 12-рожковые люстры. Многие элементы интерьера станции сохранились до наших дней, однако требуют реставрации.

Интерьер бывшей станции метро «Первомайская». Фотография середины 1950-х гг. Источник pastvu.com.
Интерьер бывшей станции метро «Первомайская». Фотография середины 1950-х гг. Источник pastvu.com.