На стриминг-платформе Netflix вышел долгожданный мультфильм “Пиноккио” от Гильермо дель Торо. С самого начала у картины были очень большие проблемы – так называемый “производственный ад”. Ещё в 2008 году, когда дель Торо сообщил, что собирается создать свой собственный мультфильм со своим собственным видением по известной книге “Пиноккио”, начались проблемы. Самая главная из них – отказ всех студий вкладывать деньги в производство. Дело в том, что дель Торо, как известно, очень специфический и при этом талантливый творческий человек. И “Пиноккио”, которого он собирался создать, был именно фильмом Гильермо дель Торо. А поскольку мультфильм детский, то собственное творческое видение такого режиссера, несомненно, пойдёт вразрез с литературным первоисточником. Что не менее важно, мультфильм кукольный, вроде “Трупа невесты” и “Франкенвини” от Тима Бёртона. На мой взгляд, несколько странно, что все студии отказывались от финансирования. Бёртон же снял две свои картины, а значит нашлись бы продюсеры и деньги на проект дель Торо. Так или иначе, к конце 2010-х именно Netflix спас Гильермо. Netflix был готов дать любые деньги на воплощение любых творческих идей. “Ирландец” Мартина Скорсезе тому пример. Кстати, бюджет “Пиноккио” – всего лишь 35 миллинов долларов. Данный факт ещё раз заставляет удивляться тому, что ни одна студия не давала денег. Ну, а самое интересное – то, что в этом же, 2022 году, тремя месяцами ранее вышёл полнометражный фильм “Пиноккио” от Disney.
О мультфильме сразу нужно сказать: он потрясающий. Просто великолепный практически во всём. Однако, вместе с этим, он очень специфический. Сложно сказать, что имел в виду Гильермо дель Торо, говоря, что его адаптация будет значительно взрослой, серьёзной и местами даже нетипичной для этой истории. Сюжет разворачивается в Италии, в 1940-е годы во время Второй мировой войны, что в корне меняет оригинальную сказку. От взрыва бомбы погибает сын Джеппетто, Карло. Многие годы Джеппетто живёт в горе и печали до тех пор, пока однажды ночью не решает сделать себе нового сына из дерева. В эту же ночь деревянный мальчик оживает благодаря магии духов, а дальше начинается уже знакомая зрителям история про Пиноккио. Или нет?
Сюжетная канва картины в целом очень похожа на привычную всем сказку. А именно: эпизодами из книги, когда у Пиноккио сгорают ноги, когда он выступает в цирке вместо занятий в школе и сталкивается с подводным монстром. Однако, если приглядеться к деталям, то это всё ещё не дословная экранизация той самой сказки. Так что, да, все те, кто думал, что на этот раз выйдет полная адаптация книги от Гильермо дель Торо, будут разочарованы. После того, как один из нацистов увидел бессмертную деревянную куклу, он решил во что бы то ни стало сделать из нее идеального солдата, который будет сражаться за родину. Таким образом, после сюжета с цирком, Пиноккио отправляется в военный лагерь, где из него, равно как и из других обычных мальчишек, будут делать солдат. И вот здесь, на мой взгляд, и начинается та сама взрослая сюжетная линия, о которой говорил Гильермо. Угроза убийством, огнестрельное оружие, сама суть войны как она есть – всё это ну никак не вписываеся в классическую историю Пиноккио. Более того, в мультфильме не только изображают нацистов, но и показывают настоящее нацистское приветствие – так называемую зигу. При этом она появлятся не единожды. Лично мне кажется, что конкретно этой сюжетной линией дель Торо решил закрыть ту, в которой Пиноккио оказывается в тюрьме.
Что до остальных отличий от книги, то здесь нет кота и лиса, острова развлечений и некоторых других сюжетный линий и персонажей. Картина в целом вышла очень серьёзной и очень интересной. Да, кому-то момент с нацистами покажется глупым, неуместным и даже ужасным. Однако мультфильм сделан просто великолепно. Мастерское и уникальное видение Гильермо дель Торо создало потрясающий, глубокий и местами философский, практически лишённый воды, яркий и захватывающий мультфильм. Но даже здесь имеются минусы. Некоторые из них менее значительные, некоторые – более. Например, лично на мой взгляд, не совсем довели до конца загробную линию с физическим воплощением Смерти. Вот здесь можно было расширить сюжет. Или взять момент, когда Пиноккио после очередной “смерти”, готовый нарушить правило ожидания, после которого он возвращается к жизни, ради спасения отца разбивает песочные часы и возвращается к жизни раньше, но уже смертый. Ему остаётся ждать 5-10 секунд, но Пиноккио всё равно разбивает часы! Зачем? Ему сложно подождать 10 секунд? Не минут, а секунд! Ну, или момент, когда в военном лагере Пиноккио спорит с другим мальчишкой и говорит, что он любит войну, но его нос не увеличивается. Но когда Пиноккио, находясь внутри монстра, говорит то же самое, его нос величивается.
Техническая составляющая фильма выше всяких похвал. Кукольная наполняемость мультфильма сделана великолепно. То же самое касается цветокоррекции, освещения, дизайна и много чего ещё. Когда показывали подводного монстра изнутри, то я просто не мог поверить, что это не компьютерная анимация – настолько всё хорошо и реалистично сделано. Актёры, озвучивавашие персонажей, также отличные. Слушать Юэна Макгрегора в роли сверчка Себастьяна, Дэвида Брэдли в роли Джеппетто и Грегори Манна в роли Пиноккио – одно удовольствие.
Подводя итоги, остаётся лишь сказать, что это обязательный для просмотра мультфильм. Однако, он подойдёт не любому зрителю. Детям он, скорее всего, будет не особенно интересен и даже может напугать. Уж слишком много в мультфильме Гильермовского стиля. Этот “Пиноккио” будет, в первую очередь, интересен именно для взрослой аудитории. И, возможно, юношеской, но не подростковой. Как было написано выше, в картине показано много взрослых и сложных моментов. Это и смерть, и война, и философская глубина, и загробная жизнь Пиноккио, и трагические финальные кадры мультфильма, где главный герой погибает. Вместе с тем, несмотря на отличное исполнение, лично я не могу заявить, что «Пиноккио» от Гильермо дель Торо – один из десяти лучших когда-либо созданных мультфильмов. И связано это, скорее всего, непосредственно с исторей про Пиноккио: несмотря на многочисленные переосмысления в экранизациях, корень истории остаётся незименным. Да, его возможно как-то дополнить или слегка поменять (и даже в лучшую сторону), но саму историю не изменить.
Вердикт – 8.5 / 10