Google — интернет-компания с десятками продуктов и услуг, которые вращаются вокруг технологии, поддерживающей клиентов на связи на протяжении десятилетий.
Для большинства людей шлюз в Интернет является, по сути, еще одним продуктом Google. При этом Chrome занимает львиную долю рынка браузеров. И можно утверждать, что Google Chrome является самым используемым программным обеспечением в мире, учитывая то, что это ПО используется почти на каждом вычислительном устройстве, которое только можно себе представить.
Однако «самый популярный» не равно «самый лучший». А сейчас мы еще рассмотрим ряд серьёзных причин, по которым вам, уважаемые пользователи, браузер Chrome нужно обходить стороной.
Производительность и стабильность
То, что Chrome наиболее часто используется, не означает, что он лучший. Существуют различные факторы, поспособствовавшие успеху Chrome на рынке и следует отдать должное некоторым функциям, которые помогли корпорации выгодно «втюхать» браузер пользователям. Однако когда дело доходит до производительности и стабильности, Chrome поминают не самыми лестными эпитетами.
Те пользователи, которые юзают Chrome могут, пусть и неохотно, признать, что они вынуждены использовать браузер из-за той или иной функции, но при этом они недовольны его производительностью.
Интернет просто заполнен мемами и анекдотами о ненасытной жажде Chrome к оперативной памяти и аккумулятору устройства. В то время, когда люди стали более зависимыми от ноутбуков с относительно ограниченными аппаратными ресурсами, ненасытный веб-браузер, вероятно, последнее, что им нужно для нормальной работы или развлечений.
И пока Google работает над улучшением производительности Chrome и уменьшением его прожорливости — в первую очередь ограничивая работу Javascript в фоновом режиме — их детище по-прежнему остаётся огромным монстром, которого нужно попробовать приручить и желательно посадить на диету.
Безопасность расширений
Когда-то давно веб-браузеры не могли «похвастаться» большим количеством сторонних дополнений, называемых расширениями. А революционная система «аддонов» позволила Chrome оставаться «тонким», по крайней мере, по сравнению с гигантом — Internet Explorer.
Но включение дополнений требовало тесной интеграции программного обеспечения с системой и более того — доступ к настройкам ОС и даже пользовательским файлам.
И расширения стали источником проблем. В долгосрочной перспективе, ставя под угрозу стабильность браузера, а также безопасность пользователей.
У Google получилось создать уникальную цифровую лавку приложений — Chrome Web Store, которая по своей открытости превосходила магазин приложений для смартфонов. Однако эта «свобода» в скором времени обернулась большой проблемой безопасности. Низкий контроль качества и «дыры» в защите позволили быстро распространиться в «лабазе» многим вредоносным расширениям.
Google попыталась заткнуть эту огромную прореху, но применённая стратегия стала палкой о двух концах. Ограничение системного доступа «закрыло» путь в магазин приложений Chrome многим полезным расширениям.
Раздувание настроек
Дополнения и расширения должны были сделать браузеры проще и легче, но в конце концов все получилось как всегда. Мало того что Chrome является ресурсоемкой частью программного обеспечения, он также является сложным. И эта замысловатость плавно проникает в его параметры. Как и любой продукт Google, Chrome имеет огромное количество страниц настроек. Для поиска той или иной опции, разработчикам пришлось создать мини-поисковую систему. Ничего себе!
Конечно, у этой «особенности» есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, обширность доступных опций дает юзеру больший контроль над тем, как ведет себя браузер, позволяя настраивать почти каждый аспект. С другой стороны, слишком легко потеряться в море параметров, а ещё легче похоронить важные настройки конфиденциальности или безопасности и напрочь отбить у пользователей охоту искать их. Но есть же элемент поиска! Полезная вещь, если юзер знает, что нужно искать...
Медленная разработка функций
Несмотря на то, что Chrome считается «тяжелым», он, по иронии судьбы, очень медленно внедряет новые функции. По крайней мере, по сравнению с чем-то вроде Microsoft Edge или даже Opera.
Да, почти каждый месяц появляется новый выпуск Chrome (хотя Google сейчас корректирует эту частоту), но этот показатель означает только то, что большинство изменений имеют микро размер и сосредоточены на исправлениях, а не на добавлении новых функций.
Получается, что Chrome постоянно отстаёт от последних трендов и тенденций и уж точно не успевает за пожеланиями пользователей. Как ни странно — иногда это хорошо. Учитывая «жор» браузером системных ресурсов, пользователи могут определенно предпочесть, чтобы Google сосредоточился на «полировке» уже внедрённых опций. Дополнительные функции могут быть добавлены расширениями.
Однако и здесь Google умудрился «накосячить», создав неимоверно сложные условия для разработчиков. Такая политика заставила некоторых недовольных производителей ПО полностью уйти из браузера.
Блокировка экосистемы
Chrome является одним из самых распространенных шлюзов в Интернет. А Интернет — это место, где можно найти большинство продуктов и услуг Google. Другими словами, Chrome — портал в сервисы Google. Круг замкнулся ;)
Однако это «колесо» можно раскрутить и в обратную сторону. Chrome прекрасное приложение, если вы уже используете другие продукты Google.
Появляется все больше функций, которые интегрируют другие продукты Google в Chrome. Хотя это может показаться логичным с точки зрения бизнеса, такой «подход» противоречит законам «честной конкуренции».
Естественно, увязнув по колено в системе Google сложно отказать от использования Chrome, который так тесно интегрирован в неё.
Отслеживание и конфиденциальность
Google никогда не ассоциировался с конфиденциальностью, и в настоящее время компания усердно работает, чтобы изменить этот имидж. Одновременно Интернет активно пытается сбросить «ярмо» вредных сторонних отслеживающих файлов cookie. К этому «освободительному» движению подключаются другие производители браузеров. Однако не все согласны с недавними предложениями Google о том, как это нужно сделать.
Компания может рассматриваться как поисковый сервис или интернет-бизнес, но всё-таки большая часть прибыли Google поступает от ее рекламного бизнеса. Интернет-реклама всегда будет требовать формы отслеживания, и главной целью Google — сделать массы более приветливыми к рекламным объявлениям и действиям. Вот и сейчас «корпорация добра» продвигает «хорошие объявления» и методы отслеживания «уважающие конфиденциальность».
Однако не все участники Глобальной Сети покупаются на эти обещания... И Google придётся не легко в этой «борьбе»...
Ложное чувство безопасности
Chrome имеет в своём арсенале опции, предназначенные для защиты конфиденциальности пользователей. Некоторые из них выглядят как типичные функции любого браузера, такие как запрет доступа сайта к определенному оборудованию (камера, микрофон) или режим инкогнито.
Другие могут быть специфичными для Chrome или были реализованы в Chrome первыми, например, блокировка сайтов, без HTTPS, или удаление функциональности FTP.
Однако бывают случаи, когда эти функции могут работать не так, как думали пользователи, или могут иметь последствия, которые Google не совсем хорошо объяснил. Одним из самых последних и самых популярных примеров является режим инкогнито Chrome, который не так «инкогнито», как большинством юзеров предполагается.
Только недавно Google действительно разъяснил пользователям, что безопасный просмотр действительно предлагает очень минимальную защиту, — по сути долгое время обманывая своих клиентов — хотя раньше усиленно продвигал его использование.
Режим инкогнито действительно скрывает вашу активность... от вас. Либо от того, кто ещё пользуется вашим браузером на домашнем ПК. Он не скрывает ваши действия от веб-сайтов, которые используют другие методы отслеживания вашего поведения. И пока вы думаете, что «тайно посещаете» Интернет, Chrome, действительно, скрытно от вас, отправляет данные на серверы Google.
Монополия Google
Наверное, Google можно похвалить за то, что он взялся за дело изгнания вредоносных файлов cookie и трекеров из Chrome в частности и из Интернета в целом. Но терзают смутные сомнения относительно скрытых мотивов компании...
В частности, предложенный компромисс (FLoC) по замене этих файлов cookie ставится под сомнение, потому что новый вид «кукисов», похоже, принесёт пользу только Google, особенно его бизнесу рекламных платформ. И, конечно же, Chrome используется в качестве средства для продвижения этого в Интернете.
Вышеупомянутый FLoC является спорным, потому что он ставит Google и Chrome на передний план. Например, он будет работать только с Chrome, и рекламодателям придется использовать платформу Google для проверки. И главный посыл этого нововведения — Chrome единственный способ быть в безопасности в Интернете в этом новом страшном цифровом мире.
Монокультура браузера
Даже если бы у Chrome не было всех этих проблем, есть один негативный побочный эффект, который все равно появился бы, когда почти все люди на всех платформах стали использовать браузер от Google. Отсутствие конкуренции на самом деле будет опасно не только для корпорации, но и для Интернета в целом, что приведет к потенциальному замедлению инноваций и развития.
Монокультуры никогда не были хорошим примером, а разнообразие и конкуренция, по крайней мере, в пределах приемлемого диапазона, всегда помогали стимулировать инновации, даже в программном обеспечении. Другие могут назвать это копированием, но новые функции стали стандартными, когда конкуренты начинают их реализовывать, потому что они стали популярными или полезными.
В то время как база Chrome с открытым исходным кодом Chromium стала основой многих конкурирующих веб-браузеров, эти браузеры, такие как Microsoft Edge, Opera и Brave, вводят новые функции, которые бросают вызов и ломают статус-кво, а, порой, и полностью меняют направление, заданное Google Chrome.
Указатель направления
Возможно, самая большая проблема с большой долей рынка Chrome и причина, по которой пользователи должны «пересесть» на другие браузеры, заключается в том, что Google оказывает слишком большое влияние на развитие Интернета.
Если Google решит, что Chrome будет блокировать сайты, которые используют ту или иную технологию, или требуют, чтобы сайты реализовали новую функцию, большинству веб-сайтов придется приспособиться к требованиям Google. Иногда это работает в пользу Интернета, например, подталкивая HTTPS к тому, чтобы стать стандартом.
В других случаях, однако, кажется, что Google является единственным, кто действительно выигрывает в конце концов, например, когда он «поощряет» веб-сайты использовать AMP (Accelerated Mobile Pages).
Интернет, однако, не является собственностью Google, и есть много других заинтересованных сторон, даже если они не претендуют на долю рынка Chrome и Google. Существует реальный риск и опасность того, что Google добьется своего, если другие производители браузеров и регуляторы Сети не будут держать «ушки на макушке», как в случае с проталкиванием Google своего «детища» — FLoC.
Не имея права голоса, обычный пользователь, однако, должен проявить чуточку активности — вставить свои «пять копеек» в дело защиты общего достояния — свободы сети Интернет. И попробовать помочь предотвратить овладение Google Глобальной Сетью.
Для этого не нужно «строить баррикады». Достаточно испытать другое ПО, даже то, которое основано на Chromium. Вдруг вам для комфортного «путешествия» по Сети подойдет иной, отличный от Google Chrome, браузер...