Знаете ли вы, что Рождество в Англии не праздновалось практически до середины XIX века? Учитывая сегодняшний размах самого главного и любимого праздника Европы, верится в это с трудом.
Дело в том, что в 1647 году английский парламент принял закон, отменяющий Рождество. Божественная партия считала необходимым запретить все праздничные дни, не упомянутые в Евангелии. Сюда же приписывают и личную инициативу Оливера Кромвеля, который как пуританин и протестант был против языческих корней Рождества. Так это, или нет, точно не известно.
Думаю, в итоге победил коллективный разум эпохи, ведь во время праздника люди больше недели работали либо в режиме короткого дня, либо не работали вовсе. Одно сплошное веселье и роскошные застолья, обмен подарками и церковные службы. Конечно, такое расточительство пуритан устроить не могло, и на Рождество наложили запрет.
Прошло более десяти лет, прежде чем Рождество было восстановлено как праздник, но размах был уже не тот. Отмечали всего день, и особого волшебно-семейного и религиозного значения не придавали. Постепенно традиция и вовсе практически исчезла, оставив после себя лишь тусклый огонек теплых воспоминаний.
Рождеству в том виде, что есть сейчас, Англия в глобальном смысле обязана королеве Виктории. Именно Викторианское Рождество – это ель, духовные песнопения, праздничные семейные обеды и ужины, подарки и, конечно, чудные винтажные открытки, которые можно раскопать в антикварных магазинчиках и сегодня.
Но что же это за человек, о котором идет речь в фильме? Королева Виктория или принц Альберт? Нет, друзья.
🎬 Человек, который изобрёл Рождество(2017)
The Man Who Invented Christmas
Это Чарльз Диккенс. Знаменитый писатель. Именно благодаря Диккенсу Рождество стало иметь тот духовный смысл и то нравственное значение, за что его ценят и поныне. Именно благодаря Диккенсу Рождество стало праздником, объединяющим семьи, друзей, близких.
Речь, конечно же, о том, что Диккенс в 1843 году написал одно из самых знаменитых своих произведений «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями», более известное как просто «Рождественская песнь в прозе».
Фильм основан на одноименной книге Леса Стэндифорда и рассказывает о том, как Чарльз Диккенс, находясь в творческом кризисе, придумал «Рождественскую песнь», откуда появился старый и злобный скряга Эбенизер Скрудж (Кристофер Пламмер) и его друг Марли, и другие персонажи. Это история не только о написании повести-сказки, это еще и история семьи самого Диккенса (Дэн Стивенс).
Взаимоотношения с отцом, женой, детьми, прислугой, издателями и даже с не менее знаменитым, чем сам Чарльз писателем – Уильямом Теккереем. О Диккенсе биографы говорят, как о сложнейшем в быту человеке. Фильм это подтверждает.
Образ его раскрыт хорошо, на мой взгляд: любящий муж, но не дай Бог отвлечь от работы. Сегодня заботливый отец, а завтра едва ли замечающий, что у него есть дети. Известнейший писатель и жуткий скупердяй, пытающийся сам издать книгу. Человек, который не может простить отца.
Вообще дует Диккенс-Скрудж просто прекрасный, замечательная парочка получилась. Знаменитый автор и его знаменитый главный герой.
В фильме идеальный викторианский Лондон, милые улочки, вокзал, красивые костюмы, хорошее музыкальное сопровождение. В целом это такая уютная, теплая, семейная история. На что, собственно, и расчет.
Тут никаких резких поворотов. Скорее даже какая-то намеренная историческая неспешность и английская чопорность. Писатель создает образ человека, который изменился благодаря Рождеству и семье. Он не только описывает преображение Скруджа из персонажа крайне отрицательного в милейшего старика, но и красочно говорит о духе праздника – уюте, свечах, рождественском дереве tannenbaum – ели, вкусной еде, семейных посиделках за одним большим столом и чувстве защищенности. Чувстве любви и заботы.
«Это радостные дни — дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, — даже в неимущих и обездоленных, — таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем. А посему, дядюшка, хотя это верно, что на святках у меня еще ни разу не прибавилось ни одной монетки в кармане, я верю, что Рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует Рождество!»
Чарльз Диккенс
Я очень люблю «Рождественскую песнь» и наблюдала за преображением, затаив дыхание. Возможно, кому-то покажется скучным. А для меня это история, которая затронула сердце, потому что и сам Диккенс, как и его Скрудж, меняется в Рождество, пытаясь стать лучше для своей семьи.
Писателю все знакомые издатели, да и друзья тоже, пророчили провал – ведь Рождество, к которому он так хотел успеть издать свою «…песнь в прозе» - и не праздник вовсе, кто вообще его отмечает?
Но за повестью стояли очереди в буквальном смысле, и «Рождественская песнь в прозе, святочный рассказ с привидениями» стала самой продаваемой книгой! Она до сих пор регулярно переиздается во всех странах и имеет бум продаж как раз в канун Рождества.
Только после успеха повести Рождество вернулось в сердца, души и дома англичан, а Чарльза Диккенса с тех пор принято называть человеком, который придумал Рождество.
Надеюсь, история вам понравилась и вам захочется посмотреть фильм.