Иногда попадаются очень редкие и необычные пластинки, которые больше могут не прийти ко мне. К тому же, музыка на них может оказаться тем самым "потерянным аккордом", который ищешь, болея листоманией. Это может быть новый жанр, звучание, исполнитель, которого в общем потоке информации найти временами проблематично. Это что-то из разряда философского вопроса: а что же я хочу слушать? За что уцепиться в поиске, на что обратить внимание, когда уши ищут что-то новое?
Психоделический рок 1960-х ныне очень переоценен. Благодаря переизданиям на CD практически весь фонд американского, английского и европейского психо-рока был опубликован, предан огласке и оценён. Перешли на так называемый obscure: психо-рок азиатских стран, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы. Стали в попытках "продать" называть психоделическим роком "Ариэль" и Градского. Появились новые волны психоделического рока уже 1980-х, 90-х, "нулевых" и недавно минувших 10-х. "Психоделическим" стало всё, что не вписывается в общую канву, но не является чисто авангардным по звучанию. И вот среди этого великолепия, которого тысячи, как оказалось, есть что-то, что не переиздали, что не заметили, что немного в сторонке от условного "мэйнстрима".
Пластинка, о которой пойдёт речь, именно из таковых. Её специально я не искал, она сама попалась, причём по маленькой цене, видимо, даже продавец в ней ценности не видел, а зря. По случайному совпадению в те же дни я наткнулся на забугорном сайте The Guardian на список с замысловатым названием "101 Странная Запись Spotify".
В этом списке фигурировали различные альбомы, выпущенные в разное время, разных стилей, направлений. Их объединяла некая степень "странности" по мнению составителя. Штука в том, что это во-многом был "хипстерский" материал, который с большим удовольствием едят мои ровесники, меломаны до 30. Они вполне владеют некоторой долей базы, но рассматривают музыку как утилитарную вещь. Поэтому в таких рецензиях много фраз типа "странный, крэйзовый, сумасшедший, сводящий с ума, сносящий крышу", хотя музыка там может быть очень простой и не требующей какого-либо объяснения. Садись и слушай.
Тем не менее, меня заинтриговало, что пластинку, которую я вот-вот был готов приобрести, высоко оценили какие-то доморощенные критики-дилетанты, причём называя её чуть ли не потерянным Граалем психоделической музыки 1960-х. В записи, как указывал автор рецензии, не было шестидесятнической мрачности, это была очень идеалистическая музыка, в которой нашлось место и восточным индийским мотивам, и григорианским хоралам, где порой "мадригалы стремятся на Восток". Завернуто красиво, но как на практике?
Группу создали: Лиз Сенефф,вокалистка,Майкл Лобел, гитарист и флейтист, Ленни Робертс, гитарист и вокалист, и Эл Дана, басист и...ситарист. Все они четверо были до этого задействованы в разных фолк-коллективах. Нет информации, кто же аккомпанировал им, рискну предположить, что это могли быть сессионщики уровня Wrestling Crew. Однако лейбл, издавший пластинку, Dot Records, всё же не MGM. Поэтому могли бы менее известные исполнители. Интересен и инструментарий, приписанный самим участникам Split Level. Калимбы, гитары, органы, ситар, Хонки-тонк пиано, флейты и блок-флейты. Лиз Сенефф играет ещё на нервах. Интереснее всего написали Ленни Робертса: шестиструнная гитара, пятиструнная, четырёх-струнная, трех-струнная, двух-струнная, однострунная и наконец гитара без струн.
Открывается пластинка мечтательной психо-поп композицией Hangin' Out (In Someone Else's World), которой было бы место на альбоме Mamas and Papas. Вот только вокалистка в группе тут одна, но занимает солирующее место.
Следом за ней идёт Speculator, имитирующий григорианский хорал, практически без инструментов, основанный на многоголосии. Иногда возникает речитатив поверх а капеллы. Но всё это не слушается, как заумная музыка, в этом есть определённая поп-структура. Иногда возникают спецэффекты в виде звука кассы и очередей пулемёта. В этом все 60-е.
Think Of Rain начинается как меланхоличная баллада. Аккомпанименту гитары и баса подыгрывает струнный квартет. В инструментальной части возникает клавикорд, превращая всю песню с барочный номер.
Тему барочной музыки продолжают Children are Bored On Sunday, словно бы основанная на Бурре И. С. Баха. Возникает полифоничная мелодия вокала, в какой-то момент женский вокал начинает петь на французском поверх основной мелодии, а затем и вовсе звучит хор, продолжающий тему французского. Это циклично на протяжении всего номера. Автором песни был французский шансонье Шарль Трене.
You can't Go наконец отдаёт рок-музыкой. Вступают ударные, а общее настроение вполне динамичное. Несмотря на многоголосие, гитары драйвовые, им добавили не много перегруза, мелодия вполне в духе психоделик-рокеров того времени. А хонки-тонк пиано и флейта добавляют нотки академичности в этой песне. К сожалению, песня без конца, заканчивается на фэйд-ауте.
Hymn вполне соответствует названию. Это вокальный минутный номер, похожий на Singers Unlimited, но с меньшим пафосом.
Right Track запоминается выпуклым басом, интересной панорамой инструментов и пропущенной через spring reverb эффект перкуссией в правом канале. Здесь богатый инструментарий: странные, духовые, гитары, психоделические эффекты. Всё, как у лучших представителей поп-музыки того времени.
Rose Garden очередной почти фолк-номер с женским вокалом. Поют про единорогов под струнные и приглушенную игру ансамбля.
К концу альбома баланс между рок-вещами и акустическими становится в соотношение 1:1. Equipment очередной драйвовый сонг с ударными, 12-стрункой, выпуклым басом и даже каким-то электроситаром.
После этого звучит полуминутный вокальный номер Russ. Интересно распределение голосов в панораме. Но после него очередная рок-песня с электрогитарами Can't Complain. Здесь уже появляется электроорган в бридже, соло которого дублирует флейта.
Looking At The Rose Through World Coloured Glasses является жемчужиной пластинки. Начинающаяся с хорала, она быстро превращается в ориентальную психоделическую песню. Ритм создаёт то ли ранняя ритм-машина, то ли очень ритмичная игра по струнам электрогитары, пропущенной через эффекты. Либо все эти элементы создают общую стену звуку. Потрясающая композиция, в которой драматизм сменяется музыкальной лёгкостью шестидесятых. Даже в 68-м, богатом на музыкальные открытия, не сразу найдешь что-то похожее.
В сухом остатке, мы имеем по-своему интересный альбом. Это далеко не шедевр, и когда его слушаешь, не испытываешь такой восторг, как рецензент Guardian. Скорее, это просто хорошая пластинка, которая в чём-то незаслуженно не замечена современниками и не оценена потомками. Видимо, её время ещё не наступило. Подобной музыки в США в то время было, "как грязи". Но когда постепенно начинаешь в неё вслушиваться, ловишь психоделические вибрации, которые, наверное, ловили слушатели такой музыки в 1968-м. И лишь ради такого ощущения можно знакомиться с подобной музыкой чаще.