Первое знакомство с городом у меня началось с Московского вокзала, куда я рано утром прибыл из столицы. Так как я был один и никуда не торопился, я, взяв свой саквояж, отправился пешком по Невскому проспекту в сторону Аничкова моста, возле которого мне предстояло повернуть налево на набережную реки Фонтанки, где находился мой хостел. Весь переход занял не более 20 минут. У моста я, конечно, задержался, так меня восхитили скульптуры Петра Клодта под общим названием "Укрощение коня", где показаны 4 этапа противостояния между конём и водничим, выполненные в 1841-1850 годах. Своё название мост получил в честь инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, построившего тогда ещё деревянную переправу в 1716 году. С 1783 по 1785 годы Аничков мост полностью реконструировали, превратив его в каменный. А 20 ноября 1841 года появился трехпролетный каменный мост, облицованный розовым гранитом. Это было связано с увеличением транспортного потока по Невскому проспекту.
Река Фонтанка берёт начало от Невы и тянется через Центральный и Адмиралтейский районы до Галерного острова, где впадает в Большую Неву. Если идти по правой стороне Невского проспекта к центру города и повернуть направо на набережную реки Фонтанки и, двигаясь мимо Михайловского (Инженерного) замка, можно достигнуть ещё один интересный мост - Пантелеймоновский. С 1923 по 1991 годы носил название мост Пестеля. Он располагается в непосредственной близости от Летнего сада и Инженерного замка. Мост сочетается по стилю с расположенным рядом Первым инженерным мостом (расположен перпендикулярно к Пантелеймоновскому через реку Мойку), где также можно увидеть мини-статую легендарного Чижика-Пыжика (напомню строку из популярной в наше время песенки: "Чижик-Пыжик где ты был, на Фонтанке водку пил...). Имя конструкция, так же, как и прилегающая к нему улица, получила от расположенной поблизости Пантелеймоновской церкви.
Слева между набережной реки Фонтанки и Садовой улицей расположился Михайловский замок, который является памятником архитектуры XVIII века, а также единственным в России дворцовым ансамблем в стиле романтического классицизма. Построен он был по велению императора Павла I в 1800 году и здесь же через 40 дней после новоселья он был убит в своей спальне заговорщиками. Второе название — Инженерный замок — появилось из-за въехавшего сюда в 1819 году Главного инженерного училища. Официальное же имя дворца дано в честь Архангела Михаила, который, по городской легенде, явился заснувшему на посту караульному солдату, охранявшему строительную площадку будущей резиденции. Ныне замок входит в состав Русского музея и здесь на постоянной основе работают три экспозиции. В этой поездке я сюда не попал, поэтому более подробный рассказ о музее в последующих публикациях о моей второй поездке в Санкт-Петербург.
Сразу перед замком со стороны Замковой улицы расположен Инженерный сквер, на котором можно увидеть памятник Петру I, который мог быть установлен ещё при жизни императора. Работу над ним начал скульптор Бартоломео Карло Растрелли ещё в 1716 году. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с него гипсовую маску. Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император скончался и его наследникам было не до памятника, а скульптор получил плату за уже проделанную работу только в 1734 году. Автор так и не увидел своё детище на постаменте. Он умер в 1744 году, а работы по отливке памятника были завершены его сыном Франческо в 1747 году. Но памятник так и не был установлен и долгое время пролежал в амбаре Литейного двора. Петр изображен полководцем-триумфатором на своем любимом коне с редким именем Лизетта. В дальнейшем, всё царствование Екатерины Великой, он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста и потом был подарен Г.А.Потёмкину. Когда к власти пришел Павел I, памятник был возвращен из потемкинской ссылки и установлен на почетном месте перед Михайловским замком. Это случилось ровно через 53 года после создания памятника. Павел приказал сделать надпись "Прадеду - правнук". Эту надпись сочинил сам император. Пьедестал памятника украшают два барельефа "Сражение при Гангуте" и "Полтавская битва"
Ещё один памятник Великому императору, который является визитной карточкой города установлен на Сенатской площади. Его повсеместное название "Медный всадник". Император на вздыбленном коне, обозревает город и Неву с высокого пьедестала. Автор монумента Этьен Фальконе видел в Петре I созидателя и благодетеля, а не только императора, военачальника, победителя. Вместо традиционного для XVIII века изображения монарха в облачении римского императора, скульптор одел русского царя в длинную национальную рубаху, седло заменил медвежьей шкурой. Так он показал близость государя к своим подданным. Затоптанная змея – побежденное невежество и разгромленные иностранные враги. Высота скульптуры - 5 м, а масса - 8 тонн. Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установке памятника великому предшественнику. Работы над памятником начались в 1768 году, а торжественное открытие состоялось только в 1782 году. Перед самым открытием на постаменте по требованию государыни прикрепили табличку «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».
Несколько раз мне пришлось проехаться на Петербургском метро, но на фото я запечатлел только две станции, не знаю даже почему. Это "Спортивная" и Адмиралтейская". По всей видимости, на второй я садился, чтобы доехать до другой станции, так как хотел найти популярную цоевскую котельную "Камчатку" на улице Блохина. Культовое место питерских рокеров я нашёл, и даже побывал на концерте, не помню какой группы, в миниатюрном зале клуба-музея, но более подробно о посещённых местах, так или иначе связанных с питерским роком, в следующих публикациях о поездке в город через три года.
Как я уже неоднократно писал в своих публикациях по первой поездке в Питер, я жил в хостеле, который находился в старинном жилом доме на набережной реки Фонтанки. От места моего базирования недалеко находилась площадь Островского, где находится Александринский театр и Екатерининский сквер. Поэтому я часто, двигаясь в сторону центра, шёл по улице Зодчего Росси, мимо Академии балета.
Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. В XVIII, XIX и начале XX веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). В театре работали великие театральные режиссёры Вс.Мейерхольд, Л.Вивьен, Г.Козинцев, Г.Товстоногов, Н.Акимов. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин.
Перед театром в 1832 году был разбит Екатерининский сквер. В центральной части сквера возвышается величественная фигура Екатерины II, вокруг императрицы находятся девять выдающихся российских деятелей второй половины XVIII века. Памятник установлен в 1873 году. Автор монумента императрице - Михаил Микешин, который является также создателем монумента "Тысячелетие России" в Новгороде Великом, куда, кстати, я отправлюсь через три недели и расскажу о своей поездке более подробно в следующих публикациях. Также на этой площади есть интересные здания: Императорской публичной библиотеки и павильона Росси, который расположен на территории сада Аничкова дворца, прилегающего к площади Островского. Также здесь имеется памятник дворнику, который расположен возле здания жилищного комитета, находящегося в доме № 11. Скульптура появилась здесь 16 марта 2007 г. Автором ее стали скульптор Ян Нейман и архитектор С. Одновалов. Памятник 210 м высотой выполнен из белого гранита и представляет собой бородатого мужчину в одежде времен XIX века, опирающегося на большую деревянную лопату.
Первое здание библиотеки Императорской публичной библиотеки было возведено архитектором Е.Т.Соколовым в 1796-1801 гг. в стиле строгого классицизма. В 1828-1834 гг. библиотека была расширена со стороны площади Островского новыми корпусами с читальными залами. Корпуса возведены по проекту архитектора К.И.Росси. Над трапециевидным аттиком - статуя богини мудрости Минервы. Между колоннами - скульптуры античных ученых и поэтов.
Реконструируя Аничков дворец для Великого князя Николая Павловича в 1817-1818 гг., Карл Росси создал два небольших одноэтажных павильона. Первый находится на одной линии с Публичной библиотекой, второй расположен по центру площади Островского. К саду павильоны обращены живописными полукруглыми выступам. На Невский проспект и пл. Островского выходит их парадная часть – с арочными проемами, парами колонн и фигурами древнерусских воинов. Скульптуры и барельефы выполнил крупнейший русский скульптор XIX века Степан Степанович Пименов.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки.