Найти в Дзене
Михаил Титов

Что почитать? (3)

Итоги моего читательского года
Март, 2022

Обратите тут внимание на Хафнера и Осу Эриксдоттер.   

1. Вера Богданова. Павел Чжан и прочие речные твари

«Павел Чжан» - этакая смесь социальной фантастики и актуального романа. Любителям такого микста должно зайти, тем более что перекличек с современностью там масса, хотя действие и происходит в середине 21 века.
В романе две линии. Социально-фантастическая.
Россия и Китай объединились в Союз азиатских государств. В Китае уже ведется массовая чипизация населения, вскоре она должна начаться и в России. Народу это объясняют заботой о нем же. Против чипизации и тотальной слежки выступает подпольная организация «Контранет». Главный герой - Павел Чжан, айтишник и полукровка (отец китаец), мечтает перебраться в Пекин, город мечты. В России Павел работает на китайскую компанию, которая просит прошить в программе возможность внешнего воздействия на чип. И Павел соглашается.
Линия социально-психологическая.
Павел - воспитанник детдома. Его отец пропал, когда мальчику было лет 10, вслед за этим исчезла и мать. В детском доме домашнего мальчика, обошедшего сверстников в развитии, третируют воспитанники, а директор фактически сдаёт педофилу-благотворителю. Выросший Павел ездит по детским домам, чтобы найти и отомстить обидчику. Периодически в тихом и замкнутом герое просыпается "Шваль", другая личность, которая готова убивать.

Вот этот разброс тем (чипизация, Китай, тотальный контроль, подполье, зависимость от гаджетов и православные клиники для зависимых, появление братков-чиновников, отжимающих бизнес, детские травмы и насилие) в итоге растается в единое жутковатое полотно, где большинство героев те самые «жуткие речные твари».

2. Оса Эриксдоттер. Бойня

Благополучная Швеция наших дней. На очередных выборах побеждает Партия Здоровья во главе с харизматичным красавчиком Юханом Свердом, который обещает запустить в стране программу массового оздоровления. Борьба за здоровье, по его словам, это борьба за экономику. Люди с лишним весом «съедают» слишком много бюджетных денег. Всем, кто не подходит под установленную жиро-мышечную квоту (ЖМК) и не может добиться снижения веса «самоконтролем», поначалу предлагают вакцину для похудения или операцию по уменьшению желудка. Пропаганда работает так, что на тебя начинают коситься соседи и оскорблять на улице. Жильцы объявляют свои дома «домами без жира», церкви переделывают под фитнес-центры, на сахар вводится повышенный налог. К изменениям политики люди привыкают, поддерживают и вот уже никого не удивляет, что уменьшать желудок предлагают даже новорожденным, если у их родителей избыточный вес. Затем полных увольняют с госслужбы, а в один прекрасный день толстяки просто исчезают с улиц шведских городов.
Историк Ландон, собравшийся было эмигрировать в Америку, вынужден остаться, чтобы найти свою знакомую, увезённую ночью из дома. Он находит ее в нескольких километрах от Стокгольма на скотобойне. Сверд, которому до новых выборов остаётся четыре месяца, решает окончательно решить вопрос с людьми, чей ЖМК превышает норму.

-2

3. Юрий Буйда. Жунгли

Жунгли - так прозвали жители умирающий поселок на стыке Москвы и области. В своей обычной манере Буйда населяет этот мир какими-то гипертрофированными людьми, но в этом случае - почти сплошь уродами с кличками вместо имен (Климс, Штоп, Эсэсовка Дора), извращенным языком и поведением. Не люди, а нелюди.
Всего один пример. Директор детдома насилует воспитанниц, и одна из них - цыганка Эсмеральда - его убивает. Но не потому что почувствовала себя жертвой, а потому, что захотелось его денег, на которые она покупает свадебное платье, трусики и туфли и в тот же вечер погибает на детдомовской пьянке, устроенной все на те же деньги.
И ладно бы, если бы в этом мраке и ужасе жили только спивающиеся маргиналы, но и местная как бы интеллигенция (врач, учительницы) где-то на уровне (или чуть выше) тех существ, которых учат и врачуют.

-3

4. Себастьян Хафнер. История одного немца

Главный вопрос, которым задается автор этих воспоминаний: почему в 1933-м нацисты были приняты большинством населения Германии безо всякого сопротивления? Это при том, что сильны были и коммунисты, и социал-демократы, и националисты, но все сдались моментально. Страх ли народ парализовал? Или равнодушие и усталость? Или жажда реванша за проигранную войну и мировое давление?
Да, кто-то не верил, что Гитлер надолго, но основная масса ждала, что новый рейхсканцлер наведёт порядок, вернёт былое величие Германии, оказавшейся в экономической яме после многих лет «международного унижения», и даже бессмысленным убийствам левых политиков и писателей находили оправдание.
Потом такие же «оправдания» находили и запрету всех партий, когда на выборах осталась только одна, и лозунгам «пушки вместо масла», и окончательному решению все того же еврейского вопроса. В общем, если выбор стоит между «стать конформистом» или «лишиться всего» или хуже того - «стать мертвым», многие выберут понятно что.

-4

5. Екатерина Мишаненкова. Средневековье в юбке

Не знаю, насколько работу Мишаненковой можно воспринимать всерьез. "Послужной" список автора вызывает некоторое недоумение: в активе писательницы и сборники афоризмов, и масса биографий известных людей, и неожиданно книга "Блудливое Средневековье". В моем представлении подобные вещи столь серийно явно пишут, компилируя чужие материалы. Ну да бог-то с ней. Ряд интересных фактов я для себя все равно нашел.
Во-первых, Средневековье у меня ассоциировалось с 13-14 веками, а тут выяснилось, что отсчет ему историки ведут с 5-го века.
476 г. - середина 11 века - Раннее Средневековье
середина 11 - 13 век Высокое Средневековье
14 в. - начало 16 века - Позднее Средневековье
Во-вторых, какие-никакие, но свободы у женщин Средневековья были, особенно после войн и мора. Как только популяция мужчин сама себя серьезно изводила, на некоторое время женщины начинали занимать их рабочие места. Правда, длилось это непродолжительными периодами. Потом все равно оттесняли на кухню. Но все-таки были и женщины-писатели, и женщины-купцы, и женщины-врачи.
В-третьих, грамотным было около 20 процентов населения. Причем умеющих читать было значительно больше, чем писать. Научиться писать было сложнее.
В-четвертых, никто не выходил замуж поголовно в подростковом (по нынешнем временам) возрасте. В Англии вообще средний возраст замужества составлял 24 года.
В-пятых, церковный брак и невозможность развода появились достаточно поздно. До определенного исторического периода (уже вполне христианизированного) мужчина и женщина могли жить, как сейчас сказали бы, в гражданском браке, и их дети признавались законнорожденными.
В целом, наверное, книгу как пособие по истории Средневековья воспринимать нельзя, но почерпнуть кое-что вполне реально.

-5

6. Чель Болюнд. Неизвестная Астрид Линдгрен. Редактор, издатель, руководитель

В книге только часть жизни Линдгрен: с 1946 по 1970 годы, когда она возглавляла отдел детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен», и речь в основном о ее второй профессии, о которой она сама не очень распространялась, и шведском детском книгоиздании.
Линдгрен и редактором оказалась отличным. В первые годы издательство выезжало из убытков на ее книгах, они составляли до 40 процентов издательского плана, а Линдгрен стала известной с первой книги про Пеппи Длинныйчулок. Но Астрид искала новые имена в Швеции и за рубежом, убеждала многих дорабатывать присланные рукописи, не чуралась коммерческой литературы, чтобы поправить дела издательства, и в итоге собрала пул авторов, которые принесли издательству, где отработала 24 года, неплохую прибыль.

Несколько фактов из жизни Астрид Линдгрен
- В годы войны Линдгрен работала в отделе перлюстрации писем: вскрывала конверты и замазывала то, что могло быть военной тайной.
- Первая книга Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» вышла в 1945 году. Героиню придумала дочь писательницы. В Швеции она, правда, Пиппи. Пеппи стала благодаря переводчице Лилиане Лунгиной, которая решила, что для русского уха «Пиппи» неблагозвучно.
- У самой Линдгрен никогда не было редактора. Она владела стенографией, поэтому и писала, и редактировала свои повести достаточно быстро, переписывая иногда страницы по несколько раз.

-6