Найти тему

"Крепкий орешек"- кто изначально должен был играть Макклейна, где и как снимали фильм и почему Уиллис частично оглох на одно ухо

Есть у меня два фильма, которые я смотрю под каждый Новый год - "Ирония судьбы" и "Крепкий орешек". С "Иронией" то все понятно, но вот почему-то и "Орешек" дарит мне праздничное настроение, хотя американские киноманы и критики до сих пор не могут определиться рождественский это фильм или нет - ведь, если бы захват небоскреба произошел в любой другой праздник, ничего в сюжете не изменилось.

История франшизы с участием Брюса Уиллиса началась в далёких 60-х, когда самому актеру едва исполнилось 13, и он явно не подозревал, что именно сейчас создаются предпосылки его будущей славы. В 1968 году на экраны выходит фильм "Детектив" по роману Родерика Торпа с Фрэнком Синатрой в главной роли. Картина получила хорошую критику и приличные кассовые сборы. Синатра захотел продолжения и попросил Торпа написать новый роман с его героем. Писатель согласился, но над своей новой книгой Торп работал аж 10 - вышел роман в 1979 году и получил название "Ничто не вечно". Главный герой оказывается в ловушке в небоскребе нефтяной корпорации "Клаксон" после захвата его немецкими террористами и должен спасти свою дочь и внуков. В 80-х Синатре было уже около 70 и играть в боевиках ему было не под силу. Тем более что актер больше предпочитал детективы, считая, что отсутствие экш-сцен может компенсировать своей игрой.

"Детектив" (1968)
"Детектив" (1968)

Права на "Ничто не вечно" приобрел Клинт Иствуд, планируя снять фильм с собой любимым. Но что-то не срослось. По книге написали сценарий в качестве продолжения фильма "Коммандо" (1985), но Арнольд Шварценеггер играть отказался по этическим соображениям - террористы в фильмы немцы, а Шварценеггер - австриец, говорящий с ярковыраженным южнонемецким акцентом. Создатели предлагали главную роль в боевике чуть ли не каждому актеру Голливуда. От съемок отказались Аль Пачино, Майк Мэндес, Роберт Де Ниро, Харрисон Форд, Ричард Гир, Ник Нолти, Сильвестр Сталлоне, Дон Джонсон и другие. В конце концов в поле зрение продюсеров попал актер сериала "Детективное агентство "Лунный свет" Брюс Уиллис. Возможно Брюс и не смог бы сняться в "Крепком орешке" из-за занятости в сериале, но его партнерша Сибил Шепард забеременела, и съемки шоу приостановили на 11 недель. К тому времени у Брюса за плечами было несколько неудачных фильмов, и провал "Крепкого орешка" мог бы загубить карьеру, поэтому агенты Уиллиса выбили для него небывалый гонорар в 5 миллионов долларов. Доселе мало кому известный актер стал самым высокооплачиваемым в Голливуде.

"Детективное агентство "Лунный свет"
"Детективное агентство "Лунный свет"

Режиссером "Крепкого орешка" стал Джон Мактирнан. Террористов он не любил, поэтому решил сделать главных злодеев ворами. Главного героя переписали под Брюса Уиллиса. Теперь это был не супергерой, которому не страшны любые противники, а обычный полицейский, свой парень Джон Макклейн в одиночку в огромном небоскребе, противостоящий террористам, захватившим заложников.

Алана Рикмана продюсер и режиссер "Крепкого орешка" увидели в театре в спектакле "Опасные связи", где актер исполнял роль Вальмонта. Они поняли сразу - вот он главный злодей их фильма. Но Рикман исполнять роль Ханса Грубера согласился не сразу, не хотелось Алану, чтобы его дебютом в кино стала отрицательная роль.

На роль жены Джона Макклейна рассматривались Линда Хэмилтон, Гленн Клоуз, Джина Дэвис, Мерил Стрип, Мишель Пфайффер, Голди Хоун, Джейми Ли Кертис, Кэрри Фишер и другие. Брюс Уиллис сам посоветовал на эту роль Бонни Беделия, которую заприметил в фильме "Сердце как колесо" (1983).

"Крепкий орешек"
"Крепкий орешек"

Сценарий переделывали параллельно съемочному процессу, что привело к предсказуемым киноляпам. Так, например, до последнего не было придумано как преступники планировали выбраться из небоскреба. В итоге решили, что террористы покинут здание на машине скорой помощи. Она должна была находиться в кузове грузовика, на котором банда приехала в Накатоми. Но сцена приезда уже была снята и зрителю было отлично видно, что скорой в грузовике нет, да и кузов был маловат для такой машины.

Для Накатоми Плаза 20th Century Studios использовал собственное здание, в котором находилась его штаб-квартира. Несколько этажей пустовали, в них и проводились съемки. Но были и этажи, занятые юридическими и административными отделами, и постоянный шум, издаваемый выстрелами мешал работать не только им, но и обитателям соседних зданий.

Из-за звуков выстрелов пострадал слух Брюса Уиллиса. Специалист по оружию разработал для трюков очень громкие холостые выстрелы, вызывающие яркие вспышки. Во время одной из сцен Брюс находился под столом в довольно тесном пространстве, которое вкупе с оргстеклами, защищавшими актера от летящих гильз, усилило оглушительный звуковой эффект от выстрела, что привело к травме левого уха Уиллиса. В дальнейшем актер еще долгое время носил слуховой аппарат. Страдал от громких выстрелов Алан Рикман. От звуков, издаваемых оружием, актер каждый раз непроизвольно вздрагивал и морщился, поэтому в сценах с выстрелами режиссер не брал лицо Рикмана в кадр.

В первый съемочный день работали над сценой встречи Грубера и Макклейна. До этого актеров специально друг с другом не знакомили, чтобы встреча выглядела как можно более спонтанной. Вот только при съемках Рикман с метровой высоты умудрился повредить себе хрящ в колене. Врач запретил актеру нагружать ногу, и ему пришлось неделю ходить на костылях. В остальной части сцены, где Ханс Грубер разговаривает с Джоном Макклейном, Алан Рикман все время стоит на одной ноге, а на травмированную ногу надет бандаж.

Уже морально пострадал Рикман в сцене падения его героя из окна. Так как лицо актера снимали крупным планом, заменить его каскадером было невозможно. Рикман должен был падать с 6-метровой высоты на огромную подушку. На счет 3 каскадер должен был отпустить веревку, за которую держался Алан. Но чтобы усилить эффект испуга, веревку отпустили на счет 2. На лице падающего Рикмана был написан неподдельный ужас.

"Крепкий орешек"
"Крепкий орешек"

А самой нелюбимой сценой Брюса Уиллиса была та, где он вытаскивает осколки стекла из ступней. Даже спустя много лет при ее просмотре актер от отвращения отворачивался от экрана. А ведь по стеклам актер бегал не босиком, а в специальной "резиновой" обуви телесного цвета. Если присмотреться в некоторых сценах ноги Уиллиса выглядят неестественно большими.

Еще один интересный факт. При падении в шахту лифта Макклейн должен был схватиться за ближайшее вентиляционное отверстие. Но каскадер ошибся, не сумел ухватиться за вентиляцию и упал вниз ( упал на маты, с ним все было в порядке). Но режиссеру этот кадр понравился и он оставил его в фильме, смонтировав с тем, где Макклейн хватается за вентиляционное отверстие чуть ниже.

Первые постеры и рекламные щиты "Крепкого орешка" были с Брюсом Уиллисом. Но потом продюсеры задумались - кто-то знает актера лишь в комедийном амплуа, кто-то не знает вообще, не оттолкнет ли его изображение зрителей от похода в кинотеатры, не введет ли в заблуждение относительно жанра фильма. Уиллиса с плакатов убрали и разместили здание Накатоми. Но как только фильм вышел в прокат и получил положительные отклики, лицо Уиллиса было возвращено на постеры.

-5

Я люблю Уиллиса всей душой еще со времен "Детективного агентства "Лунный свет", поэтому скорее всего необъективна. Но все же считаю, что без Брюса фильм не стал бы таким успешным. Не представляю никакого другого актера в роли Макклейна. Тогда бы получился другой "Крепкий орешек" и никакие новаторские для боевиков идеи не сделали бы фильм настолько крутым, насколько крутым его сделала харизма Брюса Уиллиса.