"Большая волна в Канагаве" мастера Кацусики Хокусая - визитная карточка всего японского искусства. Её цитируют в беспрецедентных масштабах! Одежда, блокноты, репродукции в интерьере, реклама... Бренд Quiksilver вообще поместил "Большую волну" вместе с "Фудзи" на свой логотип, а в Дрездене "Большая волна" живет в виде скульптуры.
В общем, западные зрители без ума от гравюры - и от того, как искусно Хокусай передал отчаяние и бессилие простого человека перед мощью стихии.
Но может быть, Хокусай изобразил что-то другое?
Существует мнение, что мы, западные зрители, трактуем гравюру неправильно - потому что не умеем правильно читать японское искусство.
Японист Евгений Штейнер утверждает:
- Начать следует с того, что в японском искусстве движение в картине идет справа налево. (прим. В Японии читают текст справа налево и сверху вниз). Соответственно, рыбачьи лодки являют собой активное начало, они двигаются и внедряются в волну, в податливое аморфное начало, а некоторые уже прошли ее насквозь.
Свое мнение Штейнер подкрепляет анализом иероглифов с гравюры и их связью с ключевыми постулатами буддийской философии:
- Картинка является визуальной репрезентацией буддийской картины мира – мира как колеса дхармы, вечно изменчивой подвижной стихии. Человек в такой картине мира оказывается не швыряемой щепкой, умирающей от страха и отчаяния, а естественным элементом непостоянства природы. Рыбаки Хокусая почтительно кланяются мощи стихии; они как бы поддаются, склоняясь и замирая в бездействии, но на деле они просто стараются вписаться в ситуацию и выйти победителями. То есть налицо картина гармоничных и подвижно-гибких взаимоотношений.
Но в искусстве же нет ничего чёткого и предписанного. Поэтому мы теперь спросим - какой взгляд на смысл "Большой волны" вам ближе? Что вы чувствуете - безнадёжность или гармонию жизни?
Напишите в комментариях!