Найти тему
Михаил Драбкин

Монголия: дороги, поезда

-2
-3

Как же перемещаются по такой прекрасной и огромной стране?

Добавьте описание
Добавьте описание

Вольный кочевой дух степняков ощущается и в том, как выглядит традиционная монгольская дорога.

Добавьте описание
Добавьте описание

Если нет асфальта, то на смену дороге в Монголии приходит направление: автомобильные колеи, ведущие в нужную сторону, широко разбегаются по степи, и бедному автостопщику, завидев пыль от приближающейся машины, порой приходится бежать метров 300 до нужного варианта дороги.

Добавьте описание
Добавьте описание

До недавнего времени в Монголии был только один магистральный транспортный коридор, где можно было рассчитывать на привычные современному человеку пути сообщения (железная дорога, асфальтированная автодорога) - это маршрут российская граница (Сухэ-Батор) - Дархан - Улан-Батор - китайская граница (Эрэн-Хото), с ответвлением к самому "нашенскому" в Монголии городу Эрдэнэт.

Добавьте описание
Добавьте описание

Этот маршрут охватывает только юг, центр и север страны; два последних региона (Селенгинский и Орхонский аймаки, аймак Туве) - и так самые развитые и населённые в Монголии.

Добавьте описание
Добавьте описание

В остальные стороны это были именно что не дороги, а направления, где даже столбы в степи не всегда указывают путь, а дорога делится на множество грунтовых колей.

-9

Но за последние годы были заасфальтированы многие важные дороги, связывающие центр Монголии с западом и востоком страны, до куда расстояние гораздо больше, чем до севера или юга.

-10

Так, хороший асфальт теперь есть на всём пути от Улан-Батора до Улан-Гома на западе (1 400 км, сам проверил), по рассказам, есть он и на большинстве других магистральных автодорог "столица страны - столица отдалённого аймака".

-11

А вот до связок между расположенными на разных радиальных автодорогах аймачными городами руки пока не дошли, во многих местах это по-прежнему традиционные для Монголии степные направления, ну или просто грунтовки.

-12

Но вот неплохую прежде дорогу, соединяющую Улан-Батор и Дархан (два крупнейших города, часть главного транспортного коридора, 220 км), наоборот, разобрали.

-13

Это очень монгольская по уровню раздолбайства история: перед самой пандемией тут решили построить современную четырёхполосную, при этом движение по старой дороге они почему-то напрочь закрыли. А потом вирус, подрядчик обанкротился - и вот уже два года самая загруженная междугородняя дорога Монголии представляет собой традиционную для этой страны россыпь колей в степи, которые лишь иногда собираются в пыльную и неровную грунтовку.

-14

Вот чего в Монголии нет как класса - так это объездных дорог.

-15

Не только в Улан-Баторе (где это одна из главных причин транспортного коллапса), но и во всех остальных транзитных населённых пунктах.

-16

Такое ощущение, что это тоже остатки какого-то архаичного кочевого мироощущения, когда дорога должна обязательно проходить мимо храма, рынка или дворца, иначе зачем она вообще нужна?

-17

В этой ситуации спасает железная дорога, которая в Монголии пусть и не очень длинная, не очень разветвлённая, но по крайней мере работает бесперебойно.

-18

На вид она напоминает российскую или даже советскую железную дорогу (так, здесь сохранились красивые зелёные вагончики, как те которые были у нас до ребрендинга РЖД в 2000-х), и даже бо́льшая часть акций МонгЖелДора вроде как принадлежит РЖД.

-19

Дорога однопутная, неэлектрифицированная, не очень быстрая.

-20

Но исправно обслуживает перевозки от российской до китайской границы через Улан-Батор (включая участок Улан-Батор - Дархан, где разобрана магистральная автодорога), а ещё ответвление на Эрдэнэт.

-21

Есть ещё изолированная ветка от станции Борзя в российском Забайкалье, доходящая до восточномонгольского центра Чойбалсан, но о ней вообще мало что известно.

В Монголии есть только поезда дальнего следования, с тепловозом и вагонами (хотя по факту многие их маршруты короче российских аналогов, тот же поезд Улан-Батор - Дархан); как это долгое время было в соседнем Китае, пригородных перевозок здесь нет.
Коронавирус, как и во всём мире, нанёс в Монголии сильный удар по международным железнодорожным перевозкам, но они уже начали, от него оправляться: хотя поезда в Москву и транзитные поезда из Москвы в Пекин не вернулись, не так давно возобновлено пассажирское сообщение по маршруту Иркутск - Улан-Удэ - Улан-Батор.

-22

С другой стороны, не вполне понятно, кто будет им пользоваться: с ценой в 10,5 тыс. рублей за 1 тыс. км. дешевле доехать до приграничной станции на поезде и пересечь саму границу на такси, а потом снова сесть на поезд. Такая конская цена - результат идиотской привязки международных билетов к швейцарскому франку, которая зачем-то была осуществлена в 1990-х.
Но внутренние и транзитные железнодорожные перевозки через Монголию чувствуют себя прекрасно, и даже коронавирус не оказал на них существенного влияния.

-23

Железная дорога проходит по всей длине столичного Улан-Батора, который почти уже задохнулся от перманентных пробок, и организация городских (или хотя бы пригородных) пассажирских перевозок могло бы немало поспособствовать облегчению задачи перемещения по этому городу.

-24

Более того, в середине 2010-х заявлялось о запуске "Улан-Баторского городского поезда" через бо́льшую часть основной территории города, со "строительством второго пути и электрификацией на втором этапе проекта".

-25

Но в августе 2022 года на главном вокзале Улан-Батора я не обнаружил ни следов этого благого начинания.

-26

-27

А в интернете, кстати, мне не удалось найти вообще никакого внятного расписания Монгольской железной дороги, не говоря уже об информации про "Улан-Баторский городской поезд".

-28

Как это часто бывает в больших по территории, малонаселённых и небогатых странах, внутренние авиаперевозки в Монголии не очень развиты.

-29

Ну то есть они конечно есть, но стоят как минимум вдвое дороже автобусов на дальних маршрутах (при том, что бензин в стране не то чтобы очень дёшев), и все аэропорты в стране, кроме столичного имени Чингисхана, совсем невелики.

-30

Междугородние автобусы в Монголии тоже есть только дальние, как минимум "столица аймака - столица страны", внутриаймачных рейсов не замечено.

-31

За пределами Улан-Батора толком нет и городских автобусов, в том числе в таких больших и растянутых по местности городах, как Дархан и Эрдэнэт, а улан-баторские автобусы и троллейбусы из-за катастрофической транспортной ситуации в городе нередко оказываются не очень эффективны.

-32
-33
-34

Дефицит автобусов и общественного транспорта в целом отчасти компенсируется типичными для бедных стран "коллективными такси", когда люди вчетвером-впятером нанимают машину.

-35