В ответ на принятый в Соединенных Штатах Акт о снижении инфляции (The Inflation Reduction Act, IRA) Южная Корея и Евросоюз должны объединить усилия для более эффективного реагирования, заявил министр торговли азиатского государства Дукгын Ан, сообщает сайт Euractiv.
- По словам министра, совместные действия должны свести к минимуму «дискриминационное воздействие» американского закона. «Есть огромное пространство для совместной работы ЕС и Кореи, чтобы сделать положения закона IRA более совместимыми с ВТО и не создавать ненужных проблем стратегически важным частям нашей промышленности», — сказал он.
- Глава южнокорейского ведомства добавил, что у его страны и ЕС «есть огромные возможности для совместной работы и для того, чтобы сделать систему IRA более совместимой с ВТО, чтобы не создавать ненужных проблем стратегически важным отраслям промышленности».
- При этом добиться корректировки данного закона в краткосрочной перспективе — задача довольно сложная, считает Дукгын Ан.
- Он убежден, что Евросоюз должен принимать меры, аналогичные тем, что принимаются в Южной Корее и некоторых других государствах. По его мнению, принятие США закона о борьбе с инфляцией можно сравнить с «открытием ящика Пандоры».
Упомянутый закон, как известно, предусматривает ряд протекционистских мер, направленных на поддержку американской промышленности. В частности, выделение огромных субсидий производителям электромобилей и аккумуляторов, что является откровенной дискриминацией производителей данной продукции из ЕС, Южной Кореи и других государств.
Следует заметить, что ранее IRA вызвал немалое беспокойство в ряде европейских стран. Так, французский президент Эммануэль Макрон призвал государства Старого света «выработать сильный европейский ответ на этот закон в течение ближайших месяцев». Причем, по убеждению Макрона, работу над ответом следует завершить «до конца первого квартала 2023 года». Только при наличии данного ответа европейская индустрия будет сохранять конкурентоспособность на фоне предпринятых за океаном действий.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников отмечает, что американский закон хотя и касается электромобилей и аккумуляторов, но имеет, если так можно выразиться, открытую дату и пространство для пополнения перечня.
- — Сегодня это электромобили, а завтра в него могут включить самую широкую номенклатуру продукции, импорт которой американская сторона сочтет разгоняющей инфляцию и оказывающей негативное влияние на климатическую повестку. Это всех и напрягает. Американцы в отношениях с Европой действовали в односторонних интересах, хотя ранее уверяли, что некое компромиссное решение будет найдено.
- Но в результате европейцам теперь придется субсидировать своих автопроизводителей. Это вызывает гонку субсидий и является нарушением правил ВТО, правил свободной торговли. Таким образом, конфликт может разрастись до крайне неприятных последствий. Ведь другие страны начинают примеривать ситуацию на себя: если сегодня досталось европейцам, то почему завтра не может достаться нам?
«СП»: — Насколько серьезны могут быть последствия для Европы и стран других континентов?
- — Нельзя сказать, что ситуация для экономик этих стран станет критической, но здесь важны еще и политические последствия — ведь наблюдается определенное непонимание, недоверие. Ситуация рискует затянуться на долгий период, если Соединенные Штаты не примут какие-то решения, смягчающие негативные последствия. Поскольку это отрицательно скажется на мировой торговле, так как исказит рыночные цены на продукцию.
«СП»: — Можно ли сказать, что американский акт о противодействии инфляции если не отменяет, то наносит удар по соглашению о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве?
- — Здесь вопрос трактовки соглашения. Европейцы считают, что противоречит, американцы убеждены, что это повод для переговоров. Конечно, одним законом трансатлантическое сотрудничество не отменить — слишком долгая у него история и объемы, но его осложнение и затруднение поиска компромиссов мы уже наблюдаем. Да и традиционные евроатлантические противоречия тоже никуда не уходят, поэтому нынешняя ситуация — такой хороший повод высказаться о взаимных обидах в отношениях между Европой и Америкой, что и происходит.
- И к этому присоединяются и другие страны — потому что в американском акте достаточно размытые и «резиновые» трактовки, позволяющие их использовать как рычаг давления в отношениях не только с европейцами. С той же Южной Кореей, например. Также американские партнеры рассматривают такие идеи, как возвращение в Штаты высокотехнологичных производств, как перспективы нарушений цепочек добавленной стоимости и производственных коопераций.
«СП»: — Но у той же Южной Кореи вроде бы особое положение, вызванное соседством с КНДР. Означает ли это, что Вашингтон готов принести в жертву экономическое благополучие своего стратегического союзника?
- — Думаю, весь спектр политических бонусов, гарантии безопасности останутся. Другое дело, что в экономической сфере Сеул видит возможные потери и считает своим долгом обратить на это внимание партнера.
«СП»: — Если принимаемые в США законы являются нарушением правил ВТО, означает ли это, что нормы данного объединения не действуют, если учесть те же антироссийские санкции?
- — С этим никто не спорит. Нарушают. Потому что не работает панель арбитров, разбирающих торговые споры. И американцы этим пользуются, давая понять, что в таком случае их такие нарушения не волнуют. Это говорит о том, что ВТО нуждается в очень глубоком реформировании. Это дело будущего, даже не следующего года. Пока продолжается СВО, большой экономический мир вряд ли отважится на соответствующие шаги.
Экономист Андрей Бунич также считает, что под прикрытием закона о борьбе с инфляцией Вашингтон просто стимулирует перенос к себе производств из Европы и Азии, что и обеспокоило южнокорейского министра.
- — То есть, создаются более выгодные условия для инвестирования в предприятия, уже действующие в различных странах. И они будут уходить оттуда, в том числе из Южной Кореи. Это называется недобросовестная конкуренция.
«СП»: — Что вроде считается нарушением правил ВТО…
- — США вообще наделили себя правом исполнять или не исполнять нормы ВТО и других международных организаций для развития у себя производств и направлений, которые они считают необходимыми. У них, как известно, в Конгрессе есть комиссия по торговле, которая вводит санкции за недобросовестную конкуренцию. В данном случае ясно, что капитал будет инвестироваться туда, где это наиболее выгодно. В реальности это затронет очень большое число отраслей, не только электромобили, но и все, что с этим связано.
- Не секрет, что Южная Корея только-только преуспела по некоторым позициям в автопроме, а тут у них отбирают целое направление в экономике. То есть, Штаты уничтожают правила ВТО, которые в свое время были написаны при их активном участии. Причем не гнушаются нарушать интересы своих же союзников, как в случае с Южной Кореей. Глобализация была в свое время им выгодна — они ее проводили в жизнь. Стала невыгодной — сворачивают.
- Вообще, нам не мешало бы их тактику перенять. Нас все равно уже отстранили отовсюду, а где мы еще состоим — правила в отношении нас не соблюдают. Вот и надо в таком случае создать благоприятные условия для отраслей экономики, не боясь, что нас обвинят в нарушении каких-то правил. Ведь правила все равно не действуют.