Журнал "Балет" январь-февраль 2016 год. Александр Тихонов - лауреат премии "Душа танца" в номинации "Звезда народного танца.
Рожденным 27 ноября, а эта дата проставлена в паспорте Александра Тихонова, гороскоп Стрельца обещает развитую интуицию, стремление к абсолютной свободе и беспрерывное движение. Шутка ли сказать, сам день этот назван днем электризующего возбуждения, а если добавить к тому, что над стрельцами властвует стихия огня, то поневоле поверишь в предначертания судьбы. Останется дело за малым - выбрать путь без рисков и без ошибок. Но хорошо бы, чтобы было кому подсказать Александру Тихонову повезло - выбор профессии за него сделали бабушка и дедушка, связавшие в свое время свою жизнь с искусством и танцем и ни разу не пожалевшие о том, что провели свой артистический век в ансамбле Московского военного округа. В постоянном движении внука стрельца они разглядели тот запас энергии, что образуется генетически и служит созданию творческих династий. Маленького Сашу определили в знаменитый ансамбль «Школьные годы», созданный в столице Владимиром Константиновским еще в 1960 году как ансамбль народного танца и ко времени Сашиного туда поступления ставший настоящей кузницей профессиональных кадров.
Обычное детское любопытство очень скоро переросло в увлеченность, а увлеченность - в потребность совершенствовать то, чем наградила природа: гибкость, пластичность, отменную координацию в движениях и музыкальность. Пять лет занятий в ансамбле позволили не только овладеть танцевальной азбукой, но и выработать характер. Не работать в пол-ноги, даже если устал, и анализировать то, что не выходит, Саша Тихонов научился уже в первую свок образовательную пятилетку.
Родители не удивились, что в 9 лет сына приняли в Московскую государственную академию хореографии.
Не удивились и тогда, когда в списке счастливчиков из восьми парней, оставленных для дальнейшего обучения после первых двух лет, оказалась фамилия Тихонов.
Саша рано повзрослел, рано стал отвечать за себя и несмотря на недетские нагрузки проявлял настоящий мужской характер - всё, что от него требовала первый педагог по классическому танцу Вера Николаевна Куликова, он отрабатывал по полной.
Еще через пять лет он уже выходил с одноклассниками на сцену Большого театра. Не мог сказать, что пританцовывать вальс, удерживая над головой гнущуюся цветочною гирлянду в балете Чайковского «Спящая красавица», было его мальчишеской мечтой.
Галантные позы, словно срисованные Мариусом Петипа с живописных полотен Ватто, получались у него без усилий, но явно подавляли бурлящую внутри страсть к движению. Больше мечтал о том, чтобы зависать в высоких прыжках над подмостками, парить в воздухе, выполнять сложные акробатические трюки. которыми ко времени его ученического взросления насыщался лексикон мужского классического танца. Но одно чувство, поселившееся в душе с первым выходом на сцену, сладко растекалось по натренированному телу - чувство особого и ни с чем не сравнимого волнения, когда сквозь слепящие лучи рампы ты всматриваешься в темноту большого зрительного зала и ощущаешь его пристальное внимание, внемлешь ему и понимаешь, что оказался здесь не случайно, а раз не случайно - значит должен быть на высоте. Не боязнь этой высоты - рискованной и манящей настоящего артиста, пускай даже и будущего, - стала еще одной ступенью, осознанно взятой подросшим Сашей.
И опять же никто не удивился, когда по окончании школы, на пороге следующих за ней трех курсов обучения в Академии, он самостоятельно выбрал, по какому пути двигаться дальше.
- Я очень хорошо помню тот день, - вспоминает
Александр, - когда принял поворотное решение в своей жизни. Случилось это на концерте Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Раньше видел программу, которая состояла из «Вечера в таверне» и «Ночи на Лысой горе», а тут попал на «Танцы народов мира». Концерт произвел на меня столь сильное впечатление, что я несколько дней все рассказывал и рассказывал о нем своим друзьям. Хотя и утаивал от них, что уже надумал поступать в школу пои ансамбле. Ведь начинал я с народных танцев. Плюс пять лет в хореографическом училище! Мысль о том. чтобы стать артистом Ансамбля Игоря Моисеева пришла ко мне в одну минуту, и уже в следующую я нисколько не сомневался в том, что так и будет, так должно быть.
В 14 лет Александр Тихонов, подающий надежды в классическом танце, бросает Академию хореографии и проходит испытательные туры в школу-студию при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева. Из 450 претендентов берут 50 - 25 девочек и 25 парней. В новом списке счастливчиков вновь значится фамилия Тихонов, и с 1 сентября «школьные годы чудесные» продолжаются для него уже в моисеевской школе.
Сейчас вспоминая о той поре, Александр Тихонов удивляется собственному ученическому азарту. Занятия в школе начинались рано утром и заканчивались поздним вечером, а программа включала в себя уроки по классическому, народному, историко-бытовому и современному танцам, акробатику, обучение игре на музыкальных инструментах (баян, балалайка, домра, гитара, фортепиано), историю балета и много чего еще, но ему устремившемуся к мечте и решившему изменить жизнь всего за одну минуту, и всего этого казалось мало. На пороге вхождения во взрослую артистическую жизнь, а она для Тихонова началась из-за такта, когда он за два года до окончания школы начал вводиться в репертуара ансамбля, и наставнику Александра по школьным классам Виктору Никитушкину, под доглядом которого разучивались присядки и оттачивались трюки, и тем, в чьи репетиционные классы одаренный студент вошел, а это Елена Щербакова, Лев Голованов, Сергей Аникин, Андрей Евланов, Лариса Аристова, было понятно: Тихонов перфекционист, наделенной драгоценным для артиста талантом - внутренней работой самосовершенствования, что неизбежно и плодотворно влияет на технику и артистизм, да и на особый поведенческий стиль (назовем его служением Делу, принятый в рядах моисеевцев за непреложный этический закон, тоже.
- Мой ежедневный график тогда, - рассказывает Тихонов, - не содержал ни одной минуты простоя. Занятия в школе и работа в ансамбле, где день начинался в десять утра и продолжался до трех часов. Сразу после этого - урок классического танца в школе, и там - до семи вечера, после чего допоздна шли «взрослые» вечерние репетиции, которые я не считал возможным пропускать.
Конечно, было трудно. Но, как говорится, тяжело в учении - легко в бою!
Тихонову повезло с педагогами, и повезло несказан-но, что главным среди них был Игорь Александрович Моисеев, чьим заветам и наставлениям он следует до сих пор, называя их заповедями Хозяина.
Танцует много и с видимым наслаждением, не засту-пая за коллективное «мы» даже в тех своих поистине виртуозных соло, которые, казалось бы, должны неизбежно выделять протагониста из массы. Он и выделя-ется, но сохраняет при этом редкое достоинство артиста, почитающего общую исполнительскую интонацию выше личной, целое - впереди отдельного, вписываясь как равный в стройные линии моисеевских композиций.
«Правило», взятое Игорем Александровичем от Станиславского, «сегодня Гамлет, а завтра - статист», Тихонов полагает правилом золотого сечения и относится к нему с неизменным пиететом.
Любит «Сиртаки» и «Цыганский танец», венгерский
«Понтозоо» и молдавскую «Табакэряску», «Татарочку» и
«Танец бессарабских цыган», «Вечер в таверне» и «Сапатео», «Футбол» и «На катке», «Половец-кие пляски» и «Ночь на Лысой горе». Но, конечно, выделяет среди всех шедевров Моисеева танец аргентинских пастухов «Гаучо», за исполнение которого удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в 2014 году. В «Гаучо» властвуют та самая стихия огня и стихия мужского танца, то беспрерывное движение, что составляет саму суть артистической индивидуальности Тихонова. И вкупе с безукоризненным танцевальным мастерством де-лает его исполнение по-моисеевски образцовым.
- Над «Гаучо», - вспоминает Александр, - я начал работать в 2002 году с Львом Викторовичем Головановым, на которого Игорь Александрович Моисеев и ставил этот танец. На репетициях мы скрупулезно отрабатывали композицию до мельчайших деталей. Важным казалось всё - каждый поворот головы, положение корпуса, особая техника ног и, главное, сценический образ. Каждый раз, когда я танцую «Гаучо», нахожу для себя все новые и новые краски.
Начертанное звездами при рождении «беспрерывное движение» воплотилось для Александра Тихонова в обретение счастливой творческой судьбы - судьбы артиста и танцовщика, гордо именующего себя моисеевцем.
И если напоследок снова заглянуть в гороскоп
Стрельца, то можно найти там характеристику, будто списанную с того, чем и как живет он - моисеевец Ти-хонов: «Стрельцы идут к цели, умело преодолевая любые преграды. Основой успеха Стрельцов являются не только энергия и несгибаемое упорство - они искренне верят, что невозможного для них попросту нет». *
Игорь КЕДРИН