Найти в Дзене

Дорога к танцу.

Журнал "Балет" январь-февраль 2016 год. Александр Тихонов - лауреат премии "Душа танца" в номинации "Звезда народного танца. Рожденным 27 ноября, а эта дата проставлена в паспорте Александра Тихонова, гороскоп Стрельца обещает развитую интуицию, стремление к абсолютной свободе и беспрерывное движение. Шутка ли сказать, сам день этот назван днем электризующего возбуждения, а если добавить к тому, что над стрельцами властвует стихия огня, то поневоле поверишь в предначертания судьбы. Останется дело за малым - выбрать путь без рисков и без ошибок. Но хорошо бы, чтобы было кому подсказать Александру Тихонову повезло - выбор профессии за него сделали бабушка и дедушка, связавшие в свое время свою жизнь с искусством и танцем и ни разу не пожалевшие о том, что провели свой артистический век в ансамбле Московского военного округа. В постоянном движении внука стрельца они разглядели тот запас энергии, что образуется генетически и служит созданию творческих династий. Маленького Сашу определили в

Журнал "Балет" январь-февраль 2016 год. Александр Тихонов - лауреат премии "Душа танца" в номинации "Звезда народного танца.

Заслуженная артистка России Евгения Панкова. Народный артист России Александр Тихонов
Заслуженная артистка России Евгения Панкова. Народный артист России Александр Тихонов

Рожденным 27 ноября, а эта дата проставлена в паспорте Александра Тихонова, гороскоп Стрельца обещает развитую интуицию, стремление к абсолютной свободе и беспрерывное движение. Шутка ли сказать, сам день этот назван днем электризующего возбуждения, а если добавить к тому, что над стрельцами властвует стихия огня, то поневоле поверишь в предначертания судьбы. Останется дело за малым - выбрать путь без рисков и без ошибок. Но хорошо бы, чтобы было кому подсказать Александру Тихонову повезло - выбор профессии за него сделали бабушка и дедушка, связавшие в свое время свою жизнь с искусством и танцем и ни разу не пожалевшие о том, что провели свой артистический век в ансамбле Московского военного округа. В постоянном движении внука стрельца они разглядели тот запас энергии, что образуется генетически и служит созданию творческих династий. Маленького Сашу определили в знаменитый ансамбль «Школьные годы», созданный в столице Владимиром Константиновским еще в 1960 году как ансамбль народного танца и ко времени Сашиного туда поступления ставший настоящей кузницей профессиональных кадров.

Ансамбль "Школьные годы". Первый выход на сцену 1989 год
Ансамбль "Школьные годы". Первый выход на сцену 1989 год

Обычное детское любопытство очень скоро переросло в увлеченность, а увлеченность - в потребность совершенствовать то, чем наградила природа: гибкость, пластичность, отменную координацию в движениях и музыкальность. Пять лет занятий в ансамбле позволили не только овладеть танцевальной азбукой, но и выработать характер. Не работать в пол-ноги, даже если устал, и анализировать то, что не выходит, Саша Тихонов научился уже в первую свок образовательную пятилетку.

Родители не удивились, что в 9 лет сына приняли в Московскую государственную академию хореографии.

Не удивились и тогда, когда в списке счастливчиков из восьми парней, оставленных для дальнейшего обучения после первых двух лет, оказалась фамилия Тихонов.

Саша рано повзрослел, рано стал отвечать за себя и несмотря на недетские нагрузки проявлял настоящий мужской характер - всё, что от него требовала первый педагог по классическому танцу Вера Николаевна Куликова, он отрабатывал по полной.

Еще через пять лет он уже выходил с одноклассниками на сцену Большого театра. Не мог сказать, что пританцовывать вальс, удерживая над головой гнущуюся цветочною гирлянду в балете Чайковского «Спящая красавица», было его мальчишеской мечтой.

Галантные позы, словно срисованные Мариусом Петипа с живописных полотен Ватто, получались у него без усилий, но явно подавляли бурлящую внутри страсть к движению. Больше мечтал о том, чтобы зависать в высоких прыжках над подмостками, парить в воздухе, выполнять сложные акробатические трюки. которыми ко времени его ученического взросления насыщался лексикон мужского классического танца. Но одно чувство, поселившееся в душе с первым выходом на сцену, сладко растекалось по натренированному телу - чувство особого и ни с чем не сравнимого волнения, когда сквозь слепящие лучи рампы ты всматриваешься в темноту большого зрительного зала и ощущаешь его пристальное внимание, внемлешь ему и понимаешь, что оказался здесь не случайно, а раз не случайно - значит должен быть на высоте. Не боязнь этой высоты - рискованной и манящей настоящего артиста, пускай даже и будущего, - стала еще одной ступенью, осознанно взятой подросшим Сашей.

И опять же никто не удивился, когда по окончании школы, на пороге следующих за ней трех курсов обучения в Академии, он самостоятельно выбрал, по какому пути двигаться дальше.

- Я очень хорошо помню тот день, - вспоминает

Александр, - когда принял поворотное решение в своей жизни. Случилось это на концерте Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Раньше видел программу, которая состояла из «Вечера в таверне» и «Ночи на Лысой горе», а тут попал на «Танцы народов мира». Концерт произвел на меня столь сильное впечатление, что я несколько дней все рассказывал и рассказывал о нем своим друзьям. Хотя и утаивал от них, что уже надумал поступать в школу пои ансамбле. Ведь начинал я с народных танцев. Плюс пять лет в хореографическом училище! Мысль о том. чтобы стать артистом Ансамбля Игоря Моисеева пришла ко мне в одну минуту, и уже в следующую я нисколько не сомневался в том, что так и будет, так должно быть.

Фрагмент репетиции одноактного балета "Вечер в Таверне"
Фрагмент репетиции одноактного балета "Вечер в Таверне"

В 14 лет Александр Тихонов, подающий надежды в классическом танце, бросает Академию хореографии и проходит испытательные туры в школу-студию при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева. Из 450 претендентов берут 50 - 25 девочек и 25 парней. В новом списке счастливчиков вновь значится фамилия Тихонов, и с 1 сентября «школьные годы чудесные» продолжаются для него уже в моисеевской школе.

Сейчас вспоминая о той поре, Александр Тихонов удивляется собственному ученическому азарту. Занятия в школе начинались рано утром и заканчивались поздним вечером, а программа включала в себя уроки по классическому, народному, историко-бытовому и современному танцам, акробатику, обучение игре на музыкальных инструментах (баян, балалайка, домра, гитара, фортепиано), историю балета и много чего еще, но ему устремившемуся к мечте и решившему изменить жизнь всего за одну минуту, и всего этого казалось мало. На пороге вхождения во взрослую артистическую жизнь, а она для Тихонова началась из-за такта, когда он за два года до окончания школы начал вводиться в репертуара ансамбля, и наставнику Александра по школьным классам Виктору Никитушкину, под доглядом которого разучивались присядки и оттачивались трюки, и тем, в чьи репетиционные классы одаренный студент вошел, а это Елена Щербакова, Лев Голованов, Сергей Аникин, Андрей Евланов, Лариса Аристова, было понятно: Тихонов перфекционист, наделенной драгоценным для артиста талантом - внутренней работой самосовершенствования, что неизбежно и плодотворно влияет на технику и артистизм, да и на особый поведенческий стиль (назовем его служением Делу, принятый в рядах моисеевцев за непреложный этический закон, тоже.

- Мой ежедневный график тогда, - рассказывает Тихонов, - не содержал ни одной минуты простоя. Занятия в школе и работа в ансамбле, где день начинался в десять утра и продолжался до трех часов. Сразу после этого - урок классического танца в школе, и там - до семи вечера, после чего допоздна шли «взрослые» вечерние репетиции, которые я не считал возможным пропускать.

Конечно, было трудно. Но, как говорится, тяжело в учении - легко в бою!

Тихонову повезло с педагогами, и повезло несказан-но, что главным среди них был Игорь Александрович Моисеев, чьим заветам и наставлениям он следует до сих пор, называя их заповедями Хозяина.

Танцует много и с видимым наслаждением, не засту-пая за коллективное «мы» даже в тех своих поистине виртуозных соло, которые, казалось бы, должны неизбежно выделять протагониста из массы. Он и выделя-ется, но сохраняет при этом редкое достоинство артиста, почитающего общую исполнительскую интонацию выше личной, целое - впереди отдельного, вписываясь как равный в стройные линии моисеевских композиций.

«Правило», взятое Игорем Александровичем от Станиславского, «сегодня Гамлет, а завтра - статист», Тихонов полагает правилом золотого сечения и относится к нему с неизменным пиететом.

Любит «Сиртаки» и «Цыганский танец», венгерский

«Понтозоо» и молдавскую «Табакэряску», «Татарочку» и

«Танец бессарабских цыган», «Вечер в таверне» и «Сапатео», «Футбол» и «На катке», «Половец-кие пляски» и «Ночь на Лысой горе». Но, конечно, выделяет среди всех шедевров Моисеева танец аргентинских пастухов «Гаучо», за исполнение которого удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в 2014 году. В «Гаучо» властвуют та самая стихия огня и стихия мужского танца, то беспрерывное движение, что составляет саму суть артистической индивидуальности Тихонова. И вкупе с безукоризненным танцевальным мастерством де-лает его исполнение по-моисеевски образцовым.

- Над «Гаучо», - вспоминает Александр, - я начал работать в 2002 году с Львом Викторовичем Головановым, на которого Игорь Александрович Моисеев и ставил этот танец. На репетициях мы скрупулезно отрабатывали композицию до мельчайших деталей. Важным казалось всё - каждый поворот головы, положение корпуса, особая техника ног и, главное, сценический образ. Каждый раз, когда я танцую «Гаучо», нахожу для себя все новые и новые краски.

Начертанное звездами при рождении «беспрерывное движение» воплотилось для Александра Тихонова в обретение счастливой творческой судьбы - судьбы артиста и танцовщика, гордо именующего себя моисеевцем.

И если напоследок снова заглянуть в гороскоп

Стрельца, то можно найти там характеристику, будто списанную с того, чем и как живет он - моисеевец Ти-хонов: «Стрельцы идут к цели, умело преодолевая любые преграды. Основой успеха Стрельцов являются не только энергия и несгибаемое упорство - они искренне верят, что невозможного для них попросту нет». *

Игорь КЕДРИН