Найти тему

#1. Что общего между футболом и facility management

Отступление

В названии статьи есть то, что мне не очень нравится - это сочетание английского и русского (ничего не имею против английского как такого). К сожалению, емкого синонима facility management (перевод «управление объектом»), понятного широкому кругу я не вспомнил, не нашел. Так что под facility будем понимать все вопросы нашего комфорта, чистоты, безопасности в местах, где мы находимся. От городов до отдельных зданий и помещений. Далее буду использовать FM.

***

Так что общего между этими понятиями? И нет, это не то, что и футбол, и FM это полноценная профессиональная деятельность, большие и малые организации и так далее. Хотя это и основное сходство, но хотел поговорить о другом.

Давайте вспомним как мы смотрим матчи. Неважно, интересуемся мы или ярый фанат, как правило, глядя как бегают по полю игроки, мы почти всегда знаем, где они «косячат», не используют выгодные моменты и вообще ничего не понимают. Вот если б я был на поле или тренером, вот я б все сделал по-другому. и конечно же без всяких сомнений выиграл матч, реализовал момент, взял кубок, стал чемпионом мира и т.д. и т.п. Единственное, что в этом случае отделяет нас как экспертов - это экран или череда мест на трибуне с наблюдательной охраной. (это важное сравнение, его стоит запомнить, пригодится).

А что с FM в этом случае, причем тут аналогия с просмотром матча? здесь подойдет другой пример. Все мы с вами используем (посещаем, работаем и т.д.) объекты, будь то поход в ТРЦ или в офис на работу. Или управляем, в силу своей деятельности этими объектами. Или и то и другое одновременно. Так вот, вспомните, когда вы приходите в ТРЦ, на вокзал и т.д., а там грязно, холодно, жарко, то в этом моменте мы, как правило, рассуждаем: «Вот …. не умеют работать, только тратят деньги, что сложного помыть, сделать потеплее. Вот если б я…» (каждый может продолжить на свой вкус).

А если ты работаешь в FM сфере, то твои коллеги, заказчики, подрядчики, точно знают как лучше, и что ты делаешь не так. Плюс если ты работаешь в этой сфере, помимо твоих непосредственных руководителей, связанных с профессионально с FM сферой, есть еще и руководители всех уровней из других подразделений. Они также, если что-то идет не так, точно знают в чем проблема и как ее решить (читай - как ты ее должен решить). Ведь уборка, ремонты, обслуживание кондиционера - это ж элементарно. Кстати, некоторые, несвязные с FM сферой коллеги, действительно хорошо разбираются и могут дать очень дельный совет. Так что в примере выше обобщение сделано намеренно, чтобы подчеркнуть суть.

Знакомо? Думаю да. Для меня такое сравнение наталкивает на мысль, что в FM, как и в футболе, когда что-то идет не так, со стороны эта проблема кажется простой и элементарной. И если там есть проблема - решить ее можно очень просто. При этом ,когда все отлично, этот сервис ,как правило не замечают, воспринимают как должное. И это ,на мой взгляд ,одна из ключевых задач профессионалов, работающих в FM отрасли.

По итогу получается, что сфера FM такая же сложная и профессиональная, не важно, будь это заказчик услуг или компания, оказывающая услуги. Как футбольный клуб, имеющий штат тренеров, офисы, медиков, коммерческий блок и так далее, FM имеет все те же элементы. В том числе международные профессиональные ассоциации (IFMA, RICS) и Российские (РГУД, АКФО). Но есть и разница с футболом.

В отличие от футбола и участников этого процесса, профессия из FM сферы незаслуженно, на мой взгляд, имеет слабую популярность и престиж в широком понимании. Но есть и еще одно отличие. Помните в начале я писал про дистанцию между «знающим» болельщиком и игроками в виде трибуны или экрана? Так вот, часто между людьми, кто создает эти сервисы, создает комфорт, и теми, кто их потребляет или наблюдает за процессом управления, этой дистанции нет или она минимальна. То есть к тебе всегда могут прийти на «помощь» с правильным советом. Кстати, как быто не было, такую «помощь» и советы стоит воспринимать как пользу (в целом), так это обратная связь. А любой сервис без обратной связи это сервис для его создателя.

В итоге часто из-за отсутствия таких барьеров, те кто создают сервис на всех уровнях ,от специалистов до руководителей, вынуждены фокусироваться на небольших проблемах в моменте, отвлекаясь от системных проблем и их решений. А без системности сервис не становится «незаметным» и, как итог, все больше «болельщиков бегают по футбольному вместе с игроками и ведут дискуссии в тренерской зоне». Такую игру эффективной не назовешь., хотя и зрелищно.

В такой ситуации, если мы хотим, чтобы все работало, на первый план, как для компаний заказчика услуг, так и для сервисных компаний, выходит создание правил, регламентов, системы. А это уже элемент определенной бюрократии. А так как FM сервисы это про людей и для людей, возникает вопрос: бюрократия - это благо или вред для FM сервисов?