Найти в Дзене
Физматяночка

Путешествия капризной Точки

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Эту сказку мы придумали с моей ученицей - Яной, к конкурсу фантастических рассказов, посвящённому 55-летию первого полёта Человека в Космос... Приятного прочтения!

- Ах, как прекрасен этот мир! Ах, какой он огромный! – растянувшись на плоскости, сказала Точка. По крайней мере, ей так показалось – что она растянулась. – Странно, а почему это наша Плоскость вся в клеточку?

Она встала в один из углов клеточки и попыталась дотянуться до противоположного угла. Но, как ни старалась, Точка не смогла дотянуться до него. Только Плоскость под ней тихо зашуршала – она была бумажная.

- Эх, какая я маленькая! – сразу погрустнела Точка. – Меня даже измерить нельзя!

И правда, она была такая маленькая – меньше дырочки, которую оставляла на бумаге самая тоненькая иголочка.

- Не переживай, А, ты не одна такая. Мы же все одинаковые, – это прибежала подружка Точки – тоже Точка, только другая – Точка М.

В этой стране у всех жителей были одинаковые имена. И чтобы хоть как-то отличать друг друга, точки договорились называть друг друга латинскими буквами. Только вот букв в латинском алфавите было мало – всего 26. А точек было настолько много, что никто так и не смог сосчитать, сколько же их в этой стране проживает. Некоторые ученые Точки даже пытались провести перепись населения, но так ничего и не добились. Потом другие ученые Точки доказали, что это сделать невозможно, и после этого от этой идеи отказались. А потом нашелся уж очень умный ученый, и он предложил просто нумеровать все точки, с которыми придется иметь хоть какое-то дело. Каждая точка носила с собой бирочку с номером, который ей присвоили. И только самым замечательным точкам повезло – у них на бирках были буквы, а не номера. А эта маленькая Точка особенно гордилась тем, что самая первая буква алфавита досталась именно ей. Она была первая!

Но надо сказать, что все очки были равны и по размеру, и по правам, поскольку в стране была настоящая демократия, и законы для всех были одинаковые. Всем разрешалось буквально всё: хочешь – иди направо, хочешь – налево, вперёд, назад – в любом направлении. Словом, просторно тут жилось.

- Пойдем поиграем, А – побегаем по нашей Плоскости! – М не терпелось поиграть с подружкой, ведь для этого она сюда и пришла.

Плоскость – это название страны, где жили Точки. Но А однажды видела сон, что есть на свете такая страна, в которой некоторые Точки могут летать, как птицы. И захотелось тогда Точке взлететь. Попробовала она прыгнуть, хотя бы чуть-чуть подняться в воздух, но не получилось, потому что законы в стране Плоскость не позволяют этого делать никому. Можно было только ходить по Плоскости, но не летать.

- Ах, опять бегать? – от воспоминаний об увиденном во сне настроение у А совсем испортилось. – Надоело! Ходить-бегать, ходить-бегать! Слушай, М, а ты прыгать не пробовала?

- Пробовала… – повесила голову М.

- И что? Получилось?

- Нет…

- Вот и у меня не получается. А я прыгать хочу! Хочу летать!

- Ты же знаешь – это невозможно… – грустно возразила М. – Прыгать в нашей стране нельзя.

- Вот именно! Мы как будто приросли к этой Плоскости.

Точка А заплакала и побежала куда глаза глядят. Напрасно М звала ее – А не слышала свою подружку и бежала, бежала… и бежала она так быстро, что в какой-то момент ей показалось, что она оторвалась от Плоскости.

В этот самый момент дорогу ей преградили два стражника. Стражники тоже были точками – у одного на бирке было написано 5, а у другого 9.

- Пятый, забираем ее, – сказал 9-ый, а потом обратился к А. – Ты нарушила законы Плоскости. Следуй за нами.

В том месте, куда ее привели, было много других точек. Все они ходили влево-вправо строго по одной линии. Точка А хотела отойти от них подальше, но вдруг поняла, что не может этого сделать. Она сделала шаг вперед, потом другой, третий… Шаг в сторону - не получается. Попробовала шагнуть назад.

- Ааа! – услышала она за спиной чей-то громкий крик.

- Чего ты так кричишь? И зачем зовешь меня? – возмутилась А.

- Да не звала я тебя, а кричу потому, что ты наступила мне на ноги!

- Боже, как тут тесно… извини, Т, – ответила А, заметив на бирке собеседницы букву Т. – Я бы свернула в сторону и не наступила бы на тебя, но не могу…

- Здесь никто этого не может сделать.

- Но почему? – возмутилась А.

- Нас закрыли на Прямой. Отсюда нельзя выйти.

- Но… почему нельзя-то?! – все еще не унималась А.

- Потому что… мы допрыгались… – Т была еще грустнее, чем А.

Точка А дерзко вздернула подбородок.

- Я все равно выберусь отсюда. И обязательно научусь летать.

Тут появились два стражника и забрали смутьянку с собой и увели ее на новое место. Там было еще хуже – если и можно было совершать прогулки по прямой линии, то с одной стороны стоял стражник, обойти которого было нельзя. У стражника на груди красовалась цифра 0. Он объяснил Точке, что за его спиной ничего нет – он стоит в начале Луча.

- Я не хочу здесь жить! Мне здесь совсем не нравится! – закричала А.

- Тогда пойдем со мной, - А даже не заметила, как за ее спиной появился один из стражников, которые привели ее сюда.

На новом месте она увидела множество Точек, таких же, как она сама. Они ходили по прямой линии между двумя угрюмыми Точками, которые строго следили за тем, чтобы мимо них никто не мог проскочить.

- Это Отрезок, – уходя, строго заметил 6-ой. – отсюда ты никуда не убежишь. Стражники 1204 и 1961 будут строго тебя охранять.

- Посмотрим, – тихо шепнула Точка.

И, как только стражник ушел, она разбежалась и побежала к дальнему концу Отрезка. Стоявший там стражник не успел ничего сделать, и А с разбегу прыгнула высоко вверх, и… полетела… вниз… Последнее, что она успела увидеть – это номер стражника – 1204. Странно, но его лицо показалось ей весьма довольным… Как же он может радоваться ее падению?

- Помогите! Я падаю! – закричала Точка. Но никто не мог ей помочь.

Только теперь она поняла, как ей необходима опора под ногами. Ах, если бы она могла вернуться на Плоскость! Там так вольготно жилось! Можно было гулять сколько захочешь и где захочешь. Подумаешь, прыгать не разрешалось! Вот теперь она падает, и неизвестно, куда. От страха у А перехватило дыхание, и она зажмурилась.

Вдруг кто-то подхватил ее и понес вверх.

- Кто ты? Откуда ты взялся? – спросила Точка. – Я падала… ты спас меня.

- Я – Юра, Человек, – и Человек написал на бумаге три буквы – ЮРА.

- Юра? Какие странные буквы. Раньше я уже видела букву, похожую на Р, а букву А я очень хорошо знаю – меня зовут А. Я Точка из Плоскости. А букву Ю я вижу в первый раз.

- Это буквы русского алфавита.

Точка впервые слышала о русских буквах. В стране Плоскость ни одна точка не носила таких имен.

- А куда ты меня несешь?

- Это не я тебя несу, а ты меня.

- Но я же такая маленькая. И потом, я вроде бы падала…

- Нет, ты не падала. И не упадешь. Ты летишь. Мы летим. Мы летим в космос!

- Мы летим? Мы летим! – тут вдруг она осознала, что она и правда не маленькая точка, а огромный космический корабль. Но кто знает, может, мир так велик, что этот большой корабль в этом большом мире и есть маленькая точка?

- Да, мы летим. Мы первые. Ну что, поехали?

Маленькая Точка А никак не могла поверить в свое большое счастье.

- Поехали!

А на улетающем в большой мир корабле четко вырисовывались шесть больших русских букв – ВОСТОК.