Найти в Дзене

Обзор на сериал Монастырь с Настей Ивлеевой. Монашка поневоле. Уединение, страдание, покаяние и исповедь. Анализ 5 серии

В 5-ой серии зрители сталкиваются с драматичной динамикой: герои страдают, что-то или кого-то теряют, в их жизни происходит поворот, каждый по-своему приходит к разговору с Богом. Настоятельница теряет церковный сан, Мария - Пантелеймону, которая умирает в больнице. Ключевые моменты серии - одиночество, у одних в уединении (Мария, Юра), у других - в непонимании со стороны окружающих (Матушка Елизавета, она же настоятельница женского монастыря), страдание физическое, а также духовное и от непонимания, покаяние и стремление прийти к Богу, и исповедь. Мария в одиночестве сидит в карцере, там то жутко холодно, то знойно жарко от включенной батареи, Мария страдает сначала от холода, потом от жары, а также от обезвоживания - монастырские сестры не дают ей воды. Юра рассказывает отцу о любви к Марии, о том, что согрешил, и отец отвозит его на лодке на остров, чтобы Юра в уединении помолился, осознал свой поступок и стал на путь истинный. Юра, оставшись на острове, как Робинзон, разводит огонь
Кадр из сериала. Скриншот автора
Кадр из сериала. Скриншот автора

В 5-ой серии зрители сталкиваются с драматичной динамикой: герои страдают, что-то или кого-то теряют, в их жизни происходит поворот, каждый по-своему приходит к разговору с Богом. Настоятельница теряет церковный сан, Мария - Пантелеймону, которая умирает в больнице.

Ключевые моменты серии - одиночество, у одних в уединении (Мария, Юра), у других - в непонимании со стороны окружающих (Матушка Елизавета, она же настоятельница женского монастыря), страдание физическое, а также духовное и от непонимания, покаяние и стремление прийти к Богу, и исповедь.

Мария в одиночестве сидит в карцере, там то жутко холодно, то знойно жарко от включенной батареи, Мария страдает сначала от холода, потом от жары, а также от обезвоживания - монастырские сестры не дают ей воды.

Кадры из сериала. Скриншоты автора.
Кадры из сериала. Скриншоты автора.
Кадры из сериала. Скриншоты автора.
Кадры из сериала. Скриншоты автора.

Юра рассказывает отцу о любви к Марии, о том, что согрешил, и отец отвозит его на лодке на остров, чтобы Юра в уединении помолился, осознал свой поступок и стал на путь истинный.

Кадры из сериала. Скриншоты автора.
Кадры из сериала. Скриншоты автора.
Кадры из сериала. Скриншоты автора.
Кадры из сериала. Скриншоты автора.

Юра, оставшись на острове, как Робинзон, разводит огонь, пытается построить шалаш, мерзнет, мокнет под дождем, но все равно не может выкинуть Марию из головы.

Смысл серии подчеркивают три предмета, три неодушевленных образа: лодка, зонт, чашка.

Лодка - символ перехода от физического мирского мира к духовному миру, символ переправы для обретения духовного начала, поэтому, лодка, плывущая по реке, проецируется в лодку, плывущую в облаках. И лодка в облаках более четкая, чем лодка в воде. Это говорит о том, что духовное начало должно победить.

Пока Мария находится в карцере, в монастырь в очередной раз приезжают ее преследователи и, применяя физическую силу, угрожают настоятельнице, заставляя ее выдать им Марию.

Настоятельница навещает Марию в карцере, пытаясь выяснить, кто она такая и почему ее ищут. "Меня хотят убить", - отвечает Мария и в то же время жалуется Елизавете на плохие условия содержания и говорит, что пока не пришла к Богу, так как не понимает как с ним говорить, после чего получает от Елизаветы пощечину и снова остается в карцере.

Кадры из сериала. Скриншоты автора
Кадры из сериала. Скриншоты автора

Настоятельница звонит Варсонофию: "Папа, забери ее отсюда", - просит Елизавета, так как Мария, по ее словам, плохо влияет на монашек.

В сериале впервые Елизавета называет Варсонофия отцом.

Кадры из сериала. Скриншоты автора
Кадры из сериала. Скриншоты автора

Варсонофий просит Митрополита снять матушку Елизавету с поста настоятельницы женского монастыря. Митрополит приезжает в монастырь и назначает новой настоятельницей приближенную Елизаветы Патрикею.

Не случайно сцена происходит во время дождя. Природа оплакивает конец единоличного царствования Елизаветы.

Зонт - не только реквизит от дождливой погоды, но и символ переменчивой погоды, переменчивого настроения, символ непостоянности поведения, предательства и переменчивости людей, в данном случае, монашек, которые сразу же отвернулись от Елизаветы, когда ее лишили церковного сана, и она стала обычной сестрой. Символ обновления.

Сестры держат зонт над головой Елизаветы, пока она еще являлась настоятельницей, и сразу же после назначения Патрикеи настоятельницей переметнулись и стали держать зонт над головой Патрикеи.

Кадры из сериала. Скриншоты автора
Кадры из сериала. Скриншоты автора

После потери сана Елизавета выгоняет Марию из монастыря в одной сорочке, захлопнув перед ее носом ворота. "Я больше никогда сюда не войду!" - кричит Мария.

Кадры из сериала. Скриншоты автора
Кадры из сериала. Скриншоты автора

Мария, как и Юра страдает, скитается по лесу.

Кадры из сериала. Скриншоты автора
Кадры из сериала. Скриншоты автора

Как Мария, так и Юра, как и Елизавета в роли простой монашки, каждый по-своему взывают к Господу и просят Бога помочь им. "Я же делала все, как ты меня учил, следовала за тобой, зачем ты это сделал?", - недоумевает Елизавета, когда понимает, что это отец снял ее с должности, на что получает ответ Варсонофия: "Ты забыла, что их [сестер] надо любить, это моя ошибка, мне ее исправлять".

Кадр из сериала. Скриншот автора
Кадр из сериала. Скриншот автора

Мария и Юра каются и принимают страдания.

Кадры из сериала. Скриншоты автора
Кадры из сериала. Скриншоты автора

После тяжелых ночи и дня приходит спасение и умиротворение.

Варсонофий находит Марию в поле и привозит в мужской монастырь. "Вы зачем меня туда [в женский монастырь] направили? Вы не знали, что матушка Елизавета там вытворяет?" - спрашивает Мария. "Это я, я виноват, она моя дочь" - отвечает Варсонофий.

Он протягивает Марии чашку горячего чая. Чашка похожа на чашку из детства Марии. Такая знакомая и родная. Мария согревается и рассказывает Варсонофию свою историю жизни из детства и юности. Она исповедуется, и ей становится легче.

Кадр из сериала. Скриншот автора
Кадр из сериала. Скриншот автора

Чашка - символ преемственности поколений, символ непорочного и беззаботного детства, символ семейного уюта и домашнего очага, символ доверия, а также знак того, что Варсонофий просит прощения у Марии и предлагает ей как свою, так и Божью помощь.

А сирень на чашке символизирует веру, радость, сострадание и милосердие.

Символично, что монах пытается загладить свою вину перед обычным человеком. Все люди, и ничто человеческое не чуждо любому из людей - ни плохое, ни хорошее.

А Юре на помощь на острове приходит старый монах, который всегда находился на острове, монах беседует с Юрой, морально поддерживает и успокаивает юношу, придает ему уверенности в себе и своих силах.

Кадры из сериала. Скриншоты автора
Кадры из сериала. Скриншоты автора

А какие еще образы неодушевленных предметов Вы увидели в 5-ой серии, и что они символизируют? Пишите в комментариях.

Анализ 4-ой серии можно посмотреть здесь

Обзор на сериал Монастырь с Настей Ивлеевой. Монашка поневоле. Крушение Титаника. Анализ 4 серии