Мне хотелось вернуться в сказку. Пусть даже эта сказка будет недоброй. Самые злые сказки остаются под обложками книг, не сбегают дальше нашего воображения. Все мы знаем, что фейри недобрые существа, но даже реальность порой куда безжалостней.
Так я думала, открывая трилогию Холли Блэк о Фейрилэнде и не подозревала, что она именно об этом. Книги называются «Жестокий принц», «Злой король» и «Королева ничего». Первые два названия – немного кликбейт. И если, читая первую часть, ещё можно поверить, что принц Кардан жесток (хотя уже на двух третях книги мы убеждаемся, что нет), то уж за что короля называют злым совсем непонятно.
А вот сама Джуд Дуартэ, главная героиня, от лица которой ведётся повествования, куда менее добра, чем считает. У неё есть оправдание – она не может позволить себе быть доброй, потому что она слаба. И милосердие ей придётся являть когда-нибудь потом. А пока она считает убийства и интриги единственным способом превратить выживание среди странных созданий, которыми Фейрилэнд населён, в полноценную жизнь. Она мечтает стать рыцарем, а пока убивает исподтишка. Порой даже не интересуясь в чём провинилась её жертва, а просто выполняя условия заключённой с принцем Дайном сделки. Но иногда Джуд и добра тоже: к своим сёстрам, к брату, к людям, которые, как и она, не принадлежат народцу. И Джуд сопереживаешь, даже не из-за её «лимита добрых день по пятницам», а из-за того, что за её цинизмом стоит трагедия, потери, которые так и не были оплаканы, боль, которую она давно перестала осознавать, потому что всё время носит с собой. Этим она и интересна, но меня ни автор, ни героиня не смогли убедить, что вот достигнет Джуд тех высот, о которых мечтала и начнёт творить добро и справедливости. Уж слишком кровавым вышло восхождение.
И тут интересно сравнить Джуд – девочку, выросшую среди фейри, с фейри настоящим – принцем Карданом. Он тоже носит с собой свою боль, и тоже прячет её ото всех, хотя в искусстве самообмана поднаторел меньше, чем Джуд. Он сломан, он расколот – и только к финалу последней истории ему отчасти удаётся вернуть себе подобие цельности. Но даже глубоко раненный, искривлённый, прячущийся под множеством психзащит, он оказывается более человечным, чем единственные в Фейрилэнде люди.
А вообще во всей трилогии меня очень чаровал и затягивал слог, которым она написана (читала ознакомительный отрывок на английском, а потому уже перевод, и не разочаровало ни первое, ни второе). Очень много деталей, создающих атмосферу. И батальные, и любовные сцены – уж что может быть истертей – написаны не банально, сочно, зримо, без красивостей и нарочитой грубости. И, несмотря на смешанные чувства, которые остались по прочтении, каждая книга была проглочена мной за два-три дня, а это значит, что чтение было по-настоящему увлекательным.