Найти тему
Заметки мамы-училки

Не хочет учиться и делать уроки - почему? И что с этим делать

Насущная проблема для многих - ребенок не хочет учиться. Что с этим делать? Конечно, сначала разобраться с причиной и работать над ее устранением.

Для каждого возраста будут свои причины. Если ребенок маленький 1-2 класс, то он просто может не уметь учиться самостоятельно, не может себя организовать, ему не понятно, что такое домашнее задание и как его делать. Он не понимает, зачем ходить в школу и вообще учиться. Поэтому родителям приходятся сидеть рядом во время д.з., контролировать и помогать.

Тут нам важно не попасть в ловушку завышенных ожиданий к ребенку: "Я ему целый год помогала, пусть теперь сам, он сможет!" Не факт, что сможет.

В 3-4 классе сидеть "над ребенком" необязательно. Просто многие боятся, что без контроля ребенок ничего сам не сможет. Тут важно быть не контролирующим родителем, а наставником-коучем.

Надо научить ребенка делать уроки самостоятельно. Не стоит говорить: "Смотри в дневнике, что задано, читай задачу, пиши действия, сколько получилось?" Нужно учить: "Тебе задали домашнее задание, что нужно сделать, чтобы его посмотреть. Правильно, посмотреть в дневник. Посмотрел, хорошо, что будешь делать дальше? Открываешь учебник на нужной странице. Посмотри, прочитай, ты тут все понимаешь? Хорошо, что понимаешь. Если что-то не понятно в домашнем задании, то подойди и спроси!"

То есть мы учим ребенка делать домашние задания самостоятельно и обращаться к нам за помощью, если помощь действительно нужна. Мы учим делать домашнее задание, а не делать его ЗА ребенка.

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

В возрасте 11-14 лет появляется другая причина нежелания учиться - "школа нужна больше маме, а не мне". Это бывает, когда мама постоянно контролирует домашнее задание, хочет, чтобы ребенок делал его правильно. Мама нашла ошибки, мама заставила переписать. Школьник нехотя со вздохами и криками все переписывает, но при этом понимает, что оценку зарабатывает мама.

Или родители решили уравнение, ребенок отнес его в школу, но ничего не понял, не осознал, как решать такие уравнения. Повышенный гиперконтроль родителей без понимания учеником значимости учебы приводит к тому, что он говорит: "Мне это не надо. Это надо тебе! Хочешь, делай сама!"

И да в определенный момент, когда мама перестает контролировать учебу, ребенок перестает все делать, нормально учиться и "скатывается" на плохие отметки. В это время родители применяют жёсткие меры, чтобы ребенок хоть что-то сделал.

Совет в данной ситуации. Родительский гиперконтроль и гиперответственность за учебу вредны для ребенка. Но при этом вообще не обращать внимание на его школьную жизнь тоже нельзя! Родителям нужно найти золотую середину.

Данный пункт вообще сложен и неприятен для большинства родителей, потому что они склонны обвинять ребенка: вот, он ничего не хочет, ему ничего не нужно, такой лоботряс! А ведь нужно поменять СВОЁ отношение к ребенку и к его учебе! Прежде начать работать над собой, а только потом над ребенком. Именно это и неприятно многим родителям осознавать, что в чем-то они не правы в воспитании, и это надо менять.

Следующая причина - ребенку может просто не нравится процесс учебы. Не нравятся какие-то предметы, не нравится школа, в которой он учится, может, есть сложности в классе или конфликты с учителями. Учеба вызывает только негативные эмоции. Тогда ребенок не хочет ходить в школу, учиться, а тем более делать домашние задания.

В данном случае важно, чтобы ребенок получал хоть какое-то удовольствие от процесса познания и обучения. Это сложно, но можно найти в каких-то предметах моменты, которые ребенку будут интересны. Важно, чтобы у него были несколько предметов, которые его действительно увлекают. Это может быть просто занятие, в котором он узнает что-то новое, и это ему нравится. Найдите такие предметы, моменты и занятия. Например, есть тема в учебнике истории, которой ребенок заинтересовался, может, видел ее в мультике. Важно в этот момент "зацепиться" за эту тему, дать дополнительную информацию по ней, просто поговорить с ребенком и рассказать все, что знаете сами по данному вопросу. От заинтересованности одной темой может родиться заинтересованность всем предметом.

Очень хорошо, если найдется такое дело, которое заинтересует школьника, он этим будет увлекаться, в этом развиваться. Тогда и остальные предметы сами собой подтягиваются и просыпается желание их изучать. Даже если не просыпается, то все равно есть хоть один предмет, который нравится, а это уже огромная причина ходить в школу и изучать его дальше.

Ищите такой предмет, открывайте способности ребенка!

Но самое важное - это отношения с ребенком. Не надо их портить из-за оценок и учебы. Потом школа закончится, а отношения из-за нее между вами разрушены, потому что всегда во время учёбы вы заставляли, кричали, угрожали, наказывали. Ищите другие способы взаимодействия со школьником без этого негатива.

Подписывайтесь, чтобы получать актуальные советы по учебе.