Найти тему

Вспоминая Пасхальное восстание

Дублин. Казармы Коллинза. Музей истории и декоративно-прикладного искусства. Экспозиция, посвящённая Пасхальному восстанию

Вот это и есть казармы Коллинза. Сейчас здесь размещается музей истории и декоративно-прикладного искусства
Вот это и есть казармы Коллинза. Сейчас здесь размещается музей истории и декоративно-прикладного искусства

В 1988 году я купил сборник «Поэзия Ирландии» (насыщенного зелёного цвета, с кельтским орнаментом), выпущенный издательством «Художественная литература». В нём были собраны поэтические тесты от раннего средневековья до нашего времени множества ирландских авторов, в том числе легендарных, а также тексты народных песен и баллад. Книга я читал, бережно хранил, она и сейчас рядом со мной.
В этом сборнике я и прочёл впервые стихотворение Уильяма Батлера Йейтса «Пасха 1916 года» (перевод Андрея Сергеева) с поразительным рефреном о грозной красоте, рождающей на свет.

Сборник ирландской поэзии
Сборник ирландской поэзии

На Пасхальной неделе 1916 года с 24 по 30 апреля в Дублине прошло вооруженное восстание ирландцев, которые стремились к провозглашению независимой Ирландской республики. Это был самый мощный взрыв социального негодования с конца XVIII столетия. Оно началось в Дублине и перекинулось на другие графства.

В столице против 1250 ирландских патриотов было 16 000 солдат британской армии.

Восстание было подавлено, ирландские лидеры казнены.

«Нам остаётся впредь
Шептать, шептать имена,
Как шепчет над сыном мать:
Он пропадал допоздна
И, усталый улёгся спать.
Что это, как не ночь?
Нет, это не ночь, а смерть,
И нельзя ничему помочь.
Англия может теперь
Посул положить под сукно.
Они умели мечтать —
А вдруг им было дано,
И смерти не замечать?
И я наношу на лист:
МакДонах и МакБрайд,
Конноли и Пирс
Преобразили край,
Чтущий зеленый цвет,
И память о них чиста:
Уже родилась на свет
Грозная красота."

Фрагменты экспозиции
Фрагменты экспозиции
Флаг восстания
Флаг восстания
Все фото сделаны автором блога
Все фото сделаны автором блога
Казармы Коллинза. Экспозиция, посвящённая Пасхальному восстанию
Казармы Коллинза. Экспозиция, посвящённая Пасхальному восстанию

Один из филиалов Национального музея Ирландии находится в бывших военных Казармах Коллинза. Они были построены в 1702 году и раньше носили название «Королевские казармы», ибо здесь размещались гарнизоны британских вооружённых сил. Нынешнее название казармы получились в 1922 году уже в Ирландском Свободной государстве, в честь выдающегося ирландского революционера и политика Майкла Коллинза, убитого в том же 1922 году.

Сейчас в Казармах Коллинза располагается музей истории и декоративно-прикладного искусства. Как и в случае с музеем археологии, о котором я писал раньше, требуется не один день, чтобы вдумчиво осмотреть всю экспозицию. Она огромна. Я побывал в нескольких залах, посвящённых Пасхальному восстанию. Последняя на сегодняшний день из экспозиций была открыта к столетию этих драматических и судьбоносных для Ирландии событий. Только одна эта экспозиция состоит из десяти больших зон, которые постепенно знакомят нас с дублинскими событиями конца апреля 1916 года, предлагая коллекцию из более чем пятнадцати тысяч предметов.
Здесь же выставлена окровавленная рубашка расстрелянного Джеймса Коннолли, великого сына Ирландии, который был одним из семи революционных лидеров, подписавших Прокламацию о создании Ирландской республик и одним из пятнадцати казнённых британскими властями после подавления восстания.

Экспозиция даже формально совсем не похожа на те, что я видел в отечественных музеях, посвящённых какому-либо значимому периоду, событию или герою отечественной истории. В нескольких связанных друг с другом залах царит полумрак. Фотографировать запрещено.
Сюда заходишь то ли как склеп, то ли в обитель праведных, где сильные, страстные и живые замерли в напряженном ожидании дня радости. Где они тянутся к тебе, но не руками и не взглядом, а сохранившимися флагами тех дней, обмундированием, оружием, печатными документами. И здесь атмосфера просветлённой поминальной молитвы за тех, то стал добровольной жертвой ради будущего Ирландии.

Здесь трудно.

Зал с портретами лидеров восстания.

Рядом стена с именами погибших и казненных.

Со мной экспозицию осматривает ирландская семья. Мальчик показывает маме на одно из имен, во взгляде читается напряжение и радость. Мама кивает головой, повторяет имя, которое уже произнёс мальчик.

Дальний родственник? Не обязательно. Быть может, просто герой, о котором мальчику рассказывали родители или учителя.
Здесь повторяют имена. Снова и снова твердят вслух навсегда заученное.

Патрик Пирс, Томас Кларк, Томас МакДона, Джозеф Планкетт, Уильям Пирс, Эдвард Дэли, Майкл О’Ханрахан, Джон МакБрайд, Имон Кент, Майкл Маллин, Шон Хьюстон, Конн Колберт, Джеймс Конноли, Шон Макдермотт, сэр Роджер Кейсмент.

Казнённые
Казнённые

Перед Казармами Коллинза разбит мемориальный сад памяти павших в ирландском восстании 1798 года.

В течение столетий сплеталась суровая нить, которая выткалась в полотно свободы, над ней трудились тысячи, десятки, сотни тысяч ирландцев.

И мы не знаем их имена.

Последовательность заметок о путешествии в Ирландию