СПОЙЛЕРЫ
1. Предсуждение. У меня осталось больше негативных мыслей, чем позитивных по поводу этого фильма. Я начала эту статью сразу с блока со спойлерами, потому что все моё мнение о фильме целиком строится на сюжете.
2. Сюжет. По сюжету 15-летняя француженка учится в колониальном вьетнамский городке Сайгон, время от времени приезжая в свой родной городок Сайдек в дом к матери и двум братьям. Она не особо любит находиться дома, потому что атмосфера в их семье, мягко говоря, напряжённая. Её отец умер много лет назад и семья осталась в нищете. Её старший брат неуравновешенный курильщик опиума, их мать так же неуравновешенная изможденная женщина, которая любит первенца больше остальных двух детей. Главная героиня вынуждена 25/8 защищать себя и младшего брата от бесконечных нападок старшего и одновременно искать любви матери. И вот, когда она возвращаяется из очередных каникул дома в Сайгон, с ней происходит следующая ситуация. На пароме, на котором она обычно плывет в Сайгон, её видит молодой и очень красивый китаец. Здесь следует пояснить, что ни у китайца, ни у девошки нет имен в этом фильме, что по моему мнению является довольно странным решением. Он подходит к ней и заводит разговор. Причём, именно на этом моменте я поняла, что будет дальше в этом фильме, а будет там происходить та-дааа...: романтизация педофилии. Раньше я видела отрывки этого фильма только по тик-токам и ничего не знала о нем. И исходя из тик-токов которые я видела, я была уверена, что это именно девушка проявляла интерес к взрослому мужчине, а он лишь не хотел показаться грубым и с ней. (Сейчас я понимаю, что даже такой сценарий был бы романтизацией педофилии). Но, в реальности сценарий оказался куда более жёстким. Т.к. именно китаец начинает проявлять интерес к девочке -подростку. Причём, по ней видно, что она ребёнок.
Её фигура, её причёска, одежда, обувь, криво накрашенная помада, и само её лицо, все говорит о том, что это несформированный - физически ребёнок. Между тем, китаец подходит к ней и заговаривает с ней. Предлагает ей сигарету, а затем предлагает подвести героиню к её пансионату в Сайгоне для девочек, где она жила. Далее они едут в машине и китаец спрашивает, сколько ей лет, на что она ему врёт, что ей 17. Я не знаю, какой возраст совершеннолетия в Индокитае 1930-х годов, мб 17 лет это есть возраст полового согласия, а не 18 как сейчас. Однако, это ничего не меняет. Эта сцена была задумала режиссёром (или автором книги, тк фильм снят по книге) я так понимаю для того, чтобы "оправдать" действия китайца для зрителя. И сам факт наличия этой сцены обмана китайца и есть сцена обмана зрителя, поскольку зрителю как бы говорят: "ну вот, смотрите, китаец не виноват, все норм, он не знал её возраст, не судите его строго". Однако эта сцена не работает так для меня, и я не обманываюсь, вот почему. Во-первых, сам факт такого обмана-это попытка "нормализовать" педофилию тем, что китаец мол не знал, а если не знал, то освобожадется от зрительского осуждения. Однако, это "не норм" несмотря даже на то, что китаец ничего не знал. Потому что ладно главный герой китаец ничего не знал (как будто), но ведь режиссёр -то знал. Знал и все равно снял данный фильм, показывая то, что такие отношения между несовершеннолетним ребёнком и взрослым мужиком вообще вправе существовать, хотя бы в рамках фильма или литературного произведения. Я здесь выражаю свое решительное "фу блять" такой нормализации. Такие отношения не вправе существовать, аморальны и не могут привести ни к чему хорошему кроме как к надлому психики несовершеннолетнего подростка, которая итак находится в нестабильном состоянии. В итоге, оьман меня как зрителя не удался т.к. я расскрыла его и не обольстилась незнанием китайца. Во-вторых, даже если мы будем рассматривать ситуацию так сказать "изнутри фильма", мы можем увидеть, что по всем внешним признакам главный герой китаец сразу понял, что ему врут, что девочке не 17 лет, что ей гораздо меньше, о чем я говорила ранее. Её рост, вес, осанка, криво-накрашенная помада, одежда, все выдаёт в ней подростка. Между тем, он становится инициатором их нездоровых отношений и начинает лапать её прямо в машине в первую встречу. (Это по-моему не норм даже для обычного взаимодействия между мужчиной и женщиной). Таким образом, и внутрифильмовый обман китайца тоже не работает, тк все он прекрасно понимал, но его это не остановило. Констатирую, что в данном фильме идёт романтизация и нормализаци педофилии. Мне вспоминается фильм и история "Лолита", где я испытывала подобные чувства отвращения, однако в отличие от "Лолиты" здесь авторы картины играют более "тонко", мол китаец не знал о возрасте, девочке было по факту уже 15, а не 13 как Лолите, у девочки из Сайгона есть семья, девочка из Сайгона "любила" китайца в отличие от Лолиты, итд. Однако все это мелочи, в обоих случаях романтизирована педофилия, и если в случае с Лолитой на протяжении всего фильма явно чувствуется, что авторы картины пытались хоть как-то показать, что это все не норма, что педофилия-это педофилия, то вот авторы Любовника так не думают. Достаточно сравнить концовки обоих фильмов, в конце Лолиты героиня сама сбегает от Гумберта, психически надломлена, однако счастлива в браке со своим ровесником мужем-работягой. В конце же Любовника героиня плачет, буквально рыдает от того, что осознала, что между ней и китайцем была "настоящая любовь". Как говорится, почувствуйте разницу. К слову, оба фильма были снятые в 1990тые, причём сначала Любовник, который выходит в 1992 году, а затем Лолита в 1997. Я не читала ни ту, ни другую книгу. Однако, сразу скажу, что считаю аморальными любые произведения, где строятся взаимоотношения между несовершеннолетними и взрослыми.
Кроме возможно тех, которые порицают и показывают недопустимость и последствия такой связи. Однако, я что-то таких произведений не знаю. Да и даже такие произведения могут быть скрытой романтизацией и нормализацией педофилии, поэтому я все-таки придерживаюсь консервативных взглядов. В данном случае я прихожу к выводу о недопустимости любых подобных произведений. Таких произведений быть не должно. Так же как и шуток о педофилии. Думаю тема педофилии возможна только в контексте постановки решения этой проблемы и только в рамках научно-социального исследования. И решить её с помощью художественных произведений или юмора не удастся.
БЕЗ СПОЙЛЕРОВ.
2. Есть в этом фильме очень приятные глазу моменты, а именно -город,
как кипит его жизнь, какой он солнечный и в то же время дождливый, каменные здания из бело-жёлтого камня, пальмы. Или например музыка в фильме очень приятная и мелодичная, она прям ложится на картинку города и передает общее настроение "старины" времени, показывая то, что это фильм-воспомтнание. Или например танец девочек в пансионате. Здесь хорошо передано настроение юности, лёгкости, беззаботности. В целом картинка фильма настраивает на спокойный лад. И вообще, если на эту картинку фильма наложить иной сюжет, например о жизни той же самой героини и её подруги в женском пансионате, или об отношении ровестников -подростков, или даже о той же самой жизни главной героини и её отношений с семьёй, фильм бы остался приятным глазу. И меня как зрителя не преследовало бы это неприятное ощущение ненормальности происходящего, пока ты пытаешься насладиться пейзажем и музыкой.
3. Горькие сцены. ОПЯТЬ СПОЙЛЕРЫ. Пожалуй самой горькой и неудобоваримой сценой является сцена, где мать девочки приходит в школу-пансионат и просит освободить девочку от части занятий. Делает она это для того, чтобы главная героиня проводила больше времени с китайцем, и он снабжал девочку деньгами, которные она потом отдаст своей маме. Это действительно горькая сцена, где мать из-за своей нищеты фактически организует проституцию своей несовершеннолетней дочери. Вся суть этой сцены думаю выразилась в глазах директора школы, которая смотрит на мать девочки с жалостью и осознанием всей трагедии этой семьи.
4. Тема романтизации проституции несовершеннолетних. На самом деле, я никогда не думала, что такое вообще возможно, но видимо в киноиндустрии и создании художественных литературных произведений возможно все. В общем, в одной из сцен главная героиня говорит своей подруге о том, что хотела бы спать с разными мужчинами и "даже не запоминать их лица". Я бы спустила этот монолог на то, что у авторов картины просто единичный извращенский взгляд на несовршеннолетних девочек-подростков. Однако, я вспомнила потом фильм "Молода и прекрасна" и первую часть "Нимфоманки" и поняла, что "Любовник" не единичный случай темы подростковой проституции в кино. В такие моменты количество извращений относительно детей в киноирдустрии меня действительно пугает. И это все существует в реальности, такие фильмы допускают к производству, к просмотру. Создатели этих фильмов получают большие деньги за производство таких картин и более того, народную славу и популярность. Я не удивлюсь, если девушки, игравшие главных героинь в названных мной фильмах были несовершеннолетними в период съёмки, что вполне может быть. Так, если учесть что актрисе, игравшей главную героиню в "Любовнике" на момент выхода фильма было 18- 19 лет, то вполне возможно, что она была несовершеннолетней на момент съёмки этого фильма. Вас это не напрягает? Вас не напрягает, что возможно несовершеннолетний ребёнок снимался в фильме с секс-сценами со взрослым мужчиной? Меня очень напрягает, и от этого неприятные ощущения от фильма лишь усиливаются. Более того, почитав комментарии к фильму, я офигела ещё больше. Люди пишут что-то типо: "какая любовь", "я плакала, какая история любви..." В такие моменты я офигеваю от происходящего ещё больше. Типо, эм... что? Т.е. для вас это норма? Все что здесь происходит это "история любви"? Секс несовершеннолетнего ребёнка со взрослым мужиком на протяжении всего фильма, и участие несовершеннолетней актрисы в секс-сценах на протяжении нескольких месяцев или лет производства фильма в присутствии десятков других взрослых мужиков-это норма? История любви? Ну, у меня очень большие вопросы к такому обществу впринципе тогда. Очень большие.
5. Общий итог. Я поставила этому фильму 7 баллов. Думаю, говорить за что были снижены баллы не стоит. Оценка может показаться высокой, но она стоит здесь за качество фильма в плане работы над атмосферой, пейзажами, музыкой, деталям внешнего вида героев, работой оператора. Я не советую этот фильм к просмотру, если вам претит романтизация педофилии так же как и мне. На этом у меня все, спасибо,если дочитали. Любите кино несмотря ни на что. Сегодня эта фраза как никогда кстати.