Найти в Дзене

Образ короля Седжона в исторических дорамах (1 часть)

В нашем первом материале мы начнём повествование об образе короля Седжона (правителе, создавшем корейский алфавит хангыль) в исторических дорамах (спойлер: одна из них также является романтической). Мы расскажем про известные дорамы, в которых король Седжон является ключевой фигурой и о том, каким король предстаёт в данных произведениях.
Дорамы становятся всё популярнее и популярнее, и обычные обыватели создают свои представления об истории различных эпох в первую очередь через продукты массовой культуры, чем и являются корейские сериалы.
Давайте же приступим! Брызги любви: Сюжет повествует о девушке Чан Дан Би, которой через 2 дня предстоит сдать экзамен по математике, к которому она не может подготовиться из-за трудностей в понимании данного предмета, плюсом сказывается давление со стороны матери по поводу того, что так она не поступит в университет. После небольшой ссоры с матерью главная героиня в разговоре с подругой озвучивает мысль о том, что хотела бы исчезнуть. Не придя н

В нашем первом материале мы начнём повествование об образе короля Седжона (правителе, создавшем корейский алфавит хангыль) в исторических дорамах (спойлер: одна из них также является романтической). Мы расскажем про известные дорамы, в которых король Седжон является ключевой фигурой и о том, каким король предстаёт в данных произведениях.

Дорамы становятся всё популярнее и популярнее, и обычные обыватели создают свои представления об истории различных эпох в первую очередь через продукты массовой культуры, чем и являются корейские сериалы.
Давайте же приступим!

Брызги любви (реж. Ким Джи Хён, 2015)
Брызги любви (реж. Ким Джи Хён, 2015)

Брызги любви: Сюжет повествует о девушке Чан Дан Би, которой через 2 дня предстоит сдать экзамен по математике, к которому она не может подготовиться из-за трудностей в понимании данного предмета, плюсом сказывается давление со стороны матери по поводу того, что так она не поступит в университет.

После небольшой ссоры с матерью главная героиня в разговоре с подругой озвучивает мысль о том, что хотела бы исчезнуть. Не придя на экзамен, она сидит на скамейке под дождём, и слышит звук ударов барабанов из лужи. Прыгая в лужу, она попадает во время правления короля Седжона, оказываясь в ритуальном сосуде для вызова дождя. Перед перемещением Дан Би, Седжон не верит в эффективность ритуала («- Никаких ритуалов для дождя, расходитесь»). Изначально Дан Би была принята стражниками за евнуха и чуть не была казнена, но, в то же время, жрец посчитал её небесной нимфой, которая дарует дождь. Король грозится вырвать ей глаза и казнить её за унижение королевского величества.

- Я не стану полагаться на суеверия в важных делах Чосона. Теперь проблемы будут решать математика и наука.

Эти слова короля вызывают некоторое негодование со стороны вельмож, и один из них называет математику «ещё большим шарлатанством, нежели наука. Принятие её идёт наперекор нашей истории». Другой вельможа задаётся вопросом:

- Как вы узнаете веяния небес с помощью математики?

И далее объясняет причину засухи недовольством небес отсутствием наследника престола.

Седжон чувствует давление суеверной знати, и раздосадован тем, что его придворные не могут решить даже теорему Пифагора.

Поймав Дан Би, Седжон не верит, что она «дитя небес»:

- Я не поверю, пока не увижу собственными глазами

Король уже решил отрубить ей руку, но резко останавливается, когда девочка называет себя математиком. Его поражает то, что Дан Би смогла решить теорему Пифагора:

- В будущем, если ты учишься в старшей школе, ты можешь решить это

- То есть, в будущем многие добровольно становятся евнухами, чтобы изучать математику?

- Да, многие люди становятся старшеклассниками.

Изначально героиню ошибочно принимают за мужчину, чем та и пользуется. Смотря на различные свитки, девочка понимает, что всё написано на китайском (на тот момент Седжон пока не создал хангыль).

Дан Би пытается знакомить короля с вещами из своего мира. Например, когда Седжон отведал острой лапши быстрого приготовления, на следующий день у него произошло расстройство кишечника, и тот подумал, что героиня наложила на него проклятие с целью измены (хотя до этого не раз подчёркивал своё негативное отношение к суевериям):

- Вы говорили, что математика важна, а теперь прибегаете к суевериям?

- Как я могу доверять, если сам этого не видел?

Дан Би начинает объяснять Седжону и его придворным принципы работы человеческих органов, ботанику, вскоре Седжон приказывает сделать научные книги более доступными.

Спустя 2 недели после появления Дан Би дождь не пошёл, а значит её должны выгнать. Её перестали допускать до короля. Она пыталась спроектировать измеритель времени, по которому проходила бы вода, и вскоре король обратил на него внимание.

2 серия: Седжон сетовал на то, что в Чосоне нет своих букв:

- Однажды я дам Чосону собственные буквы, так что, обычные люди, как ты смогут жить нормально;

- На Западе тоже есть свои буквы? Я удручён. Кажется, мы отстаём.

Приближённые Седжона сожгли домик, в котором король разработал хангыль, также попытавшись убить Дан Би. Один из приближённых объяснил поступок тем, что люди, получив хангыль, смогут обрести свои мысли, что приведёт к ужасному миру без дисциплины, ибо «…будущее, где мы будем бесполезны, пугает». Седжон ответил, что всё равно дарует письменность:

- И что, если ты стал бесполезным? Это ведь всё равно человек. Не уходите и не сбегайте ради дней, которые ещё не настали. Не волнуйтесь о своей полезности в этом мире.

В сериале Седжон предстаёт достаточно юным, на вид, не более 30 лет, но в реальности он создал хангыль в 1443 году, когда ему было 44 года. Образ Седжона таков – в дораме он предстаёт молодым, умным и любознательным правителем, который готов тратить большую часть своего времени на изучение наук, но местами резким и вспыльчивым.

Астрономия (реж. Хо Джин Хо, 2019)
Астрономия (реж. Хо Джин Хо, 2019)

Астрономия: Фильм «Астрономия», вышедший в 2016 году, демонстрирует зрителям драму двух борцов за достойную жизнь своей страны, а именно короля Седжона и Чан Ён-чиля, учёного, который был выходцем из рабов, но благодаря необычайному таланту стал приближенным самого короля.

Первая часть затрагивает события последних 4 дней жизни ученого Чан Ён-чиля. По официальным источникам (как это сказано в самом фильме): Чан Ён-чиль был казнён по обвинению в покушении на короля Седжона. Только зритель остаётся до сих пор в неведении, поскольку указаны способ казни, дата, и всё. Суть и причины данного решения не разрешаются. В ходе просмотра картина будет становиться понятнее и то, что решение суда было ложным и Чан Ён-чиль не виноват. Скорее всего, он просто оказался неудобным некоторым людям, в том числе, за содействие замыслам Седжона, в его стремлении создать Новый Чосон, который будет просвещённым и высококультурным.

Вторая часть же отведена воспоминаниям Седжона и Чан Ён-чиля, их первой встрече и проведённых вместе днях. Эта часть противопоставляется первой, в которой царит трагедия. В ней представлены светлые воспоминания, мечты о переустройстве Чосона, которые в дальнейшем будут у них отобраны недоброжелателями, полагавших, что всеобщее благо – это страшная опасность для установленного порядка вещей, который выгоден исключительно малому количеству людей.

Данные части идут не друг за другом, а поочередно сменяются, но ближе к концу они сливаются воедино, образуя новую часть, заключительную, в которой представлен последний разговор в мирной обстановке наедине между Седжоном и Чан Ён-чилем. Данный разговор является как бы отправной точкой, вернуться назад уже нельзя. Седжон и Чан Ён-Чиль говорят о своих достижениях, например, об алфавите для всех людей, с помощью которого каждый мог читать и писать, а также о заслугах Чан Ён-чиля, а именно то, что создал новое время для Нового Чосона и открыл его небо. Каждый из них шёл своим путем, не отклоняясь от него, но несмотря на это они были вместе, действовали сообща для достижения общего блага для обычных людей.

Впервые Седжон появляется в фильме возле сломанного паланкина во время дождя, кругом люди кланяются и просят казнить их. Данная сцена, представленная в начале, будет показана также ближе к концу фильма. Создатели с первых секунд создают некоторую интригу, заставляя тем самым переживать за судьбу короля Седжона. Потом сразу фильм переносит нас на 4 дня назад, показывая события, которые предшествовали начальной сцене. Этим способом создатели фильма хотели создать нагнетающую обстановку, чтобы зрители уже с первых минут были прикованы к фильму, наблюдая за развитием сюжета.

В следующей сцене мы вновь видим Седжона, который вместе со всеми чиновниками встаёт на колени перед представителем династии Мин. Представитель династии Мин требует, чтобы были прекращены астрономические исследования, уничтожены все приборы, а также чтобы Чан Ён-чиль был доставлен в Китай. Данные условия оказались очень болезненными для Седжона, что можно увидеть по следующим кадрам, когда он пытается встать, но у него это получается с большим трудом. Встав на ноги, он падает.

С большим трудом Седжону приходится принимать решения, последствия которых скажутся и на других людях. Первым, кто отреагировал с недоумением, был Чан Ён-чиль, астрономические приборы которого было приказано уничтожить. При любом другом раскладе Седжон бы этого не допустил, однако он понимал, что если тот не прислушается к требованиям династии Мин, то пострадает намного больше людей.

Создатели фильма применяют прием с переносом времени назад, показывая события двадцатилетней давности, когда Седжон познакомился с Чан Ён-чилем, который всего лишь был рабом, обладающий учёным талантом. Талант Чан Ён-чиля был замечен, Седжон освободил его от рабства, присвоив учёное звание. Данный поступок вызвал возмущение среди конфуцианцев, считающие себя выше бывшего раба. В одной из сцен конфуцианцы обращаются к Седжону, чтобы он пересмотрел своё решение в отношении бывшего раба, но он против, поскольку не видит ничего такого в том, чтобы дать должность талантливому человеку для процветания государства.

Одна из ключевых сцен – разговор Седжона с Чан Ён-чилем под ночным небом. Они друг с другом делятся, что любят смотреть на звезды. Седжон интересуется, какая же звезда будет отведена ему после смерти, на что Чан Ён-чиль отвечает, что самая яркая звезда. Затем Чан Ён-чиль говорит, что родившись рабом, он не может иметь свою звезду, в ответ на это Седжон присваивает ему собственную звезду на небе, говоря о том, что неважно какого человек происхождения, ведь все смотрят на одно небо, поэтому они равны:

- В моих глазах эти бесчисленные звезды похожи на мой народ

Седжон прислушивается к проблемам обычных людей на протяжении всего фильма. Он рассказывает, что во время путешествия он встречался с простыми людьми, которые говорили ему, что китайский лунный календарь не подходит им, поэтому из-за него сложно заниматься земледелием. Седжон собирается создается собственный алфавит, который был бы адаптирован специально для Чосона.

В фильме также затрагивается процесс создания корейской письменности. Почти при каждом удобном случае Седжон рассказывает, что хочет создать что-то вечное и прекрасное. Идея Седжона заключается в создании простого алфавита, с помощью которого возможно создать мир, где каждый может писать и читать.

Хоть в начале фильма складывается впечатление, что Седжон – правитель, который предпочитает убеждать своих людей словом, а не силой, это меняется к концу фильма. Вокруг Седжона начали строить заговор, на что он, когда узнал личности заговорщиков, сбесился и взялся за меч, угрожая убийствами. В дальнейшем Седжон начнет угрожать смертью, когда главный министр раскрыл тайну о создании корейского алфавита. Седжон попросил людей выйти, потом спросил у министра:

- Ты что хочешь, чтобы все здесь умерли?

Министр ответил Седжону, что смотря на него, он напоминает ему прошлого правителя, и спросил:

- Разве вы не хотели править мирно и справедливо?

В следующей части мы поговорим о дорамах «Дерево с глубокими корнями» и «Язык нашей страны».