Это - глава третья моей новой книги "Великая Подводная Стена: глубины моря, глубины пророчеств" (1 глава, 2 глава, 3 глава по сносочкам). И хочу от души побоагодарить тех читателей, кто решил помочь в издании видео, аудио и бумажной книги "Стена", Сбербанк 2202 2006 3579 2664. Большое спасибо! Начало положено.
В предыдущей главе мы говорили о принятии мировыми державами меридиана Гринвича (в 1884-ом году) как нулевого меридиана. Мы говорили о работе ведущих астрономов мира, которые настаивали на принятии ничем не примечательном с виду меридиана Гринвича - единственного из всех многочисленных предложенных вариантов меридиан, который, по виду, не проходил через важные географические объекты, хотя именно важность пересекаемых объектов во все времена и была критерием выбора меридиана.
Тем не менее меридиан этот был выбран не случайно - он строго обусловлен ходом Великой подводной Стеной, протянувшейся от Арктики и до Антарктики. Такое "совпадение" нулевого (180-ого) меридиана со Стеной математически допустить невозможно. Чтобы лишний раз это вам показать, я хочу провести перед вами кратенький обзор развития картографии - который указывает на то, что люди и прежде знали и отмечали этот меридиан как особенный, как начало и стандарт измерения.
В последующих публикациях мы еще вернемся к конференции 1884-го года и постараемся разрешить загадку того решающего выступления русского астронома, которое утвердило 180-ый меридиан - как объективный (как экватор), Богом данный и отмеченный меридиан. На протяжении последних нескольких лет я постоянно обращался к изучению материалов (довольно скудных), связанных с этой конференцией, как и книги и дневники ее участников. И вот тут, в этих забытых людьми источниках, промелькнувших когда-то в очень узком кругу людей, мы и увидим подсказки. И перед нами постепенно раскроется невиданно удивительная картина. А пока - давайте обратимся к древним картам и увидим, что этот Божий меридиан был известен людям всех времен и народов - за столетия до принятия Гринвича.
В своем поиске я пока лишь начал измерять историческую глубину Стены, если можно так сказать. Можно идти дальше и дальше в столетия, и мы еще проделаем с вами такое путешествие, уважаемые читатели. Но для этой главы я выберу отправной точкой шестнадцатый век. Почему шестнадцатый? Потому что это был великий век для мореплавателей, и, соответственно, то время, когда вопрос о картах стал вопросом мирового господства. Страны, имеющие выход к морю, нуждались в картах.
Позвольте вначале небольшой экскурс в картографию. Наиболее активно она развивалась на ранних порах в Испании, Португалии и в Италии. После 1550-х годов центр картографии сместился в Нидерланды. Именно здесь появились первые отметки морских глубин на картах, а также первый компактный дорожный сборник карт.
Вот одна из самых подробных карт мира 16-го века. Находится он сегодня в музее Ватикана. Обратите внимание - где проходит линейка по окружности карты - основная, направляющая меридиане на карте? Там же, где и сегодня. По Гринвичу. По Стене.
А теперь посмотрим на другую известную, стандартную карту носящую имя ее создателя, знаменитого картографа Герарда Менкатора. Меркатор впервые применил равноугольную цилиндрическую проекцию при составлении навигационной карты мира на 18 листах (1569). Но в результате современных историко-картографических исследований установлено, что такая проекция использовалась ещё в 1511 году.
Обратите внимание на первую карту Северного полюса, сделанную в середине 16-го века Меркатором. Во-первых, сравним ее с современными картами, и увидим, что они очень похожи, но не совсем совпадает место расположения Северного полюса. Не будем тут вдаваться в причины этого расхождения, это не совсем по нашей части. Лишь отметим это пока.
В левом нижнем углу у Меркатора вы видите Гренландию и Исландию, которые помогают нам сориентироваться на местности. Координаты Меркатора - это совсем не координаты современного Гринвича. Свой нулевой меридиан Меркатора проходит, как истинный датчанин, через Данию, Копенгаген. Впрочем, как вы можете убедиться, Меркатора мало интересует переданный им на карте (или принятый от Датского королевского общества, и от адмиралтерии) нулевой Копенгагский меридиан. Более того, он его даже не отмечает ни цифрой, ни линией. Есть он - да и ладно.
Зато Меркатор особенным образом располагает на карте ничем в числовом отношении не примечательную 290-ый (по Датским картам) меридиан. Именно его он выделяет жирной разноцветной линией, его же использует для расчетов других меридиан. Что особенного Меркатор нашел в этом своем 290-ом меридиане? Казалось бы, ничего...
Кроме разве что того интересного факта, что это и есть линия, очерченная Стеной, нулевой меридиан, современный Гринвич! Вот так "ненавязчиво" датский картограф (внесший громаднейший вклад в развитие навигации) обозначил тот меридиан, который, не проходит через Данию, не выражается круглой цифрой, и не проходит ни через какие достопримечательные места. В высшей степени - интересный выбор.
Но взгляните еще на одну карту того же Меркатора - на этот раз его карту мира. И обратите внимание, где проходит такая же полосатая линия-линейка, какую Меркатор обозначил коротеньким хвостиком на карте севера - хвостиком, ведущим к Полюсу. Посмотрите внимательно.
Правильно, эта линеечка проходит (совсем не случайно, но в качестве измерителя!) по самому краю круга карты. Вы уже сообразили, что это за линия? Да-да, это Стена, это Гринвич и нулевой меридиан. Хотя числовое исчисление у Меркатора ведется не от него. Но все вычисления - от него. Почему?
А вот посмотрите еще на интересную карту мира в "голове шута". Ничего не замечаете примечательного?
К сожалению, не смог найти дату выпуска этой «Карты шута». Что интересного в этой карте? Опять-таки, как вы понимаете, речь идет о столетиях до принятия Гринвича как нулевого меридиана. Нумерация совершенно другая, чем в Гринвиче. Но в центре этой карты, в качестве 360-ого меридиана они выбрали тот меридиан, который проходит по Стене, и который мы сегодня называем 180-ым меридианом, или антигринвичем. Как? Откуда? Почему?
Или вот посмотрите на карту Николы Дельен, выполненную в 1566-ом году.
Вот она - Стена - на его карте мира. И опять, она не в центре существующей системы координат меридиан. Но выделена особенным образом. Она не просто обозначена, а используется как линейка, для измерения долготы и широты.
Все это вместе еще ярче видно на 1601-го года карте голландского картографа Абрахама Ортелия, который еще в 1570 г. создал первый географический атлас, которым пользовались все мореплаватели и который насчитывал 70 карт большого формата. На картах его Атласа, как и на его карте мира, центральной, ключевой является современная линия Гринвича-антигринвича. Посмотрите на его карту мира, где средняя линия на карте соответствует также и окаймляющим карту боковым линиям. И это, конечно, Стена и соответствующий ей Гринвич.
XVII век
Это период расцвета великих географических открытий. Мореплаватели, колонизаторы и торговцы активно помогали составлять карты ранее неизведанных уголков земли. В этот период картами стали пользоваться практически повсеместно. Крупнейшие торговые компании (в том числе Ост-Индская) открывали обширные бюро, в которых происходила подготовка и создание карт, использовавшихся для последующей отправки судов. И опять мы видим схожую, часто даже идентичную картину.
Мало чем (в своем выборе системы координат) отличается и карта мира Фредерика де Вита опубликованная около 1665-го года.
Еще более точно по Стене (нулевой меридиане) выстроена карта Яна Блау. Обратите внимание как на географических картах того времени используются знаки созвездий. Они там не для декора, но для практической функции. Карты предназначались в первую очередь для того, чтобы моряки могли определить свое местонахождение и курс. А сделать это они могли лишь при помощи луны и звезд.
И было это совсем не просто. Один из ранних методов требовал часов шесть калькуляций и измерений. Но я не буду тут об этом, отмечу лишь, что проекция созвездий на карту мира также имеет отношение к Стене и нулевом меридиане. Но об этом я еще не готов говорить.
Посмотрите на плеяду этих великолепный карт, сменяющих одна другую. Все они такие разные, но большинство из них (я опубликовал лишь немного, чтобы не утомлять вас) совпадают в обозначении нулевого меридиана. Хотя цифрами он может означаться разными, он выделен особым образом - очертанием полушарий.
Жак-Доминик Сассини был, возможно, первым, кто решил обнулить эту линию - для удобства отсчета. Сассини в принципе верно выразил ход линии (Стены), но его сбило с курса то, что на старых картах Меркатора (которые мы уже рассматривали, и которые не потеряли своего авторитета и во времена Сассини) Северный полюс сдвинут в сторону. Это отклонило курс меридиана Сассини.
Сассини ошибочно проводит ее, благодаря старым картам, учитывающим отклоненный полюс Меркатора, через Исландию. Что и послужило причиной потери курса, и в конечном счете - забвением карты Сассини. Но то, что он уже называет искомый меридиан нулевым - это важно.
Вслед за Сассини и Джоном Селлером, и другие картографы того времени подхватили эту нулевую координату. Некоторые проводили ее по современному "Гринвичу", некоторые - по Сассини, потом появилась мода каждой стране назначать свои нулевые меридианы, проходящие через них, через обсерватории. Не буду приводить много картинок, чтобы не утомлять вас, друзья. Вариантов было много, но все они крутились около Стены.
Крутились-крутились и, как говорится, докрутились. В 1884-ом году в Вашингтоне три крупнейшие державы - США, Англия и Россия - настоятельно выступили за принятие меридианы Гринвича. Остальное - история.
Выводы
Мы просмотрели три столетия картографии, предшествующие принятию современного меридиана Гринвича. И мы могли убедиться, что уже самые древние карты, использовавшиеся в навигации, с удивительным постоянством, преодолевая национальные и традиционные интересы, круглые цифры и значимые объекты, указывают на место прохождения Стены как на отправной меридиан. И у людей были веские причины для выбора такой отправной линии. Причины, которые внезапно "перестали" быть причинами, и о которых более не говорится. А мы все-таки попытаемся, с Божией помощью, разобраться: почему во все века астрономы, математики, картографы и моряки указывали на эту тоненькую полоску, как на Богом данную отправную линию. Что знали они, чего не знаем сегодня мы? Терпение и постоянство, друзья, и мы получим ответы на многие наши вопросы.