История вечнозеленых растений, украшений и праздничных подарков на Новый год.
Вечнозеленое дерево было древним символом жизни посреди зимы. Римляне украшали свои дома вечнозелеными ветками на Новый год, а древние жители северной Европы срезали вечнозеленые деревья и сажали их в ящики внутри своих домов зимой. Многие ранние христиане относились к такой практике враждебно. Богослов II века Тертуллиан осудил тех христиан, которые праздновали зимние праздники или украшали свои дома лавровыми ветвями в честь императора:
«Пусть те, над кем нависло адское пламя, прикрепляют к своим столбам лавры, обреченные сейчас сгореть: им подходят свидетельства тьмы и предзнаменования их наказаний. Ты свет миру и дерево вечное зеленое. Если ты отрекся от храмов, не превращай свои собственные ворота в храм».
Но к раннему Средневековью сложилась легенда о том, что, когда в разгар зимы родился Христос, каждое дерево во всем мире чудесным образом стряхнуло с себя лед и снег и дало новые побеги зелени. В то же время христианские миссионеры, проповедовавшие германским и славянским народам, более снисходительно относились к культурным обычаям, таким как вечнозеленые деревья. Эти миссионеры считали, что Воплощение провозгласило господство Христа над теми природными символами, которые ранее использовались для поклонения языческим богам. Могут быть обращены не только отдельные люди, но и культуры, символы и традиции.
Конечно, это не означало, что поклонение самим языческим богам допускалось. Согласно одной легенде, миссионер восьмого века Бонифаций, срубив дуб, посвященный языческому богу Тору (и использовавшийся для человеческих жертвоприношений), вместо этого указал на ближайшую ель как на символ любви и милости Бога.
Райские деревья
Только в эпоху Возрождения появляются четкие записи об использовании деревьев в качестве символа Рождества, начиная с Латвии в 1510 году и в Страсбурге в 1521 году. Легенда приписывает изобретение рождественской елки протестантскому реформатору Мартину Лютеру, но у этой истории мало исторических оснований.
Наиболее вероятная теория состоит в том, что рождественские елки начались со средневековых пьес. Драмы на библейские темы зародились как часть церковного богослужения, но к позднему средневековью они превратились в шумные, творческие представления, в которых доминируют миряне и которые происходят на открытом воздухе. Пьесы, посвященные Рождеству, были связаны с историей творения — отчасти потому, что Сочельник также считался праздником Адама и Евы. Таким образом, в рамках пьесы того дня Эдемский сад символизировался «райским деревом», увешанным плодами.
Эти пьесы были запрещены во многих местах в 16 веке, и люди, возможно, начали сажать в своих домах «райские деревья», чтобы компенсировать публичное празднование, которым они больше не могли наслаждаться. Самые ранние рождественские елки (или вечнозеленые ветки), используемые в домах, назывались «раем». Их часто украшали круглыми вафлями из теста, символизирующими Евхаристию, которые превратились в украшения для печенья, украшающие сегодня немецкие рождественские елки.
Обычай приобретал популярность на протяжении 17 и 18 веков, несмотря на протесты некоторых священнослужителей. Лютеранский священник Иоганн фон Даннхауэр, например, жаловался (как и Тертуллиан), что символ отвлекает людей от истинного вечнозеленого дерева, Иисуса Христа. Но это не помешало многим церквям установить елки внутри святилища. Рядом с елкой часто стояли деревянные «пирамиды» — стопки полок со свечами, иногда по одной на каждого члена семьи. В конце концов, эти пирамиды из свечей были помещены на елку, предки наших современных елочных огней и украшений.
Николай и Вацлав
Также потребовалось много времени, чтобы деревья стали ассоциироваться с подарками. Хотя легенда связывает представление о рождественских подарках с дарами, которые волхвы принесли Иисусу, реальная история сложнее. Как и деревья, подарки сначала были традицией римлян — их продавали во время зимнего солнцестояния. Поскольку Богоявление, а затем и Рождество заменили зимнее солнцестояние как время празднования для христиан, традиция дарения подарков продолжалась некоторое время. К поздней античности она вымерла, хотя на Новый год все еще обменивались подарками.
Подарки также были связаны со Святителем Николаем, епископом Миры (в современной Турции), который прославился тем, что дарил подарки бедным детям. Таким образом, его праздник (6 декабря) стал еще одним поводом для обмена подарками. В раннем Средневековье рождественские подарки чаще всего принимали форму дани монархам, хотя некоторые правители использовали праздничный сезон как возможность вместо этого раздать их бедным или церкви (в первую очередь герцог Вацлав Богемский, чья история вдохновила популярный гимн и Вильгельм Завоеватель, который выбрал Рождество 1067 года, чтобы сделать большое пожертвование Папе).
Подобно деревьям, подарки пришли «внутрь» семьи во времена Лютера, поскольку обычай дарить подарки друзьям и членам семьи развился в Германии, Нидерландах и Скандинавии. Часто они давались анонимно или скрывались. Один датский обычай заключался в том, чтобы многократно заворачивать подарок с разными именами на каждой обертке, чтобы предполагаемый получатель был обнаружен только тогда, когда все слои были открыты.
Викторианское Рождество
В англоязычном мире союз подарков, елок и Рождества был обусловлен влиянием королевы Виктории и ее мужа принца Альберта, уроженца Саксонии (ныне часть Германии). Немецкие иммигранты принесли с собой обычай рождественских елок в начале 1800-х годов, но он широко распространился после того, как Виктория и Альберт в 1841 году установили изысканную елку для своих детей в Виндзорском замке. В то время на елку обычно вешали рождественские подарки.
Немецкие и голландские иммигранты также принесли свои традиции деревьев и подарков в Новый Свет в начале 1800-х годов. Образ счастливых семей из среднего класса, обменивающихся подарками у елки, стал мощным толчком для американских писателей и общественных деятелей, которые хотели заменить старые, более шумные и более алкогольные рождественские традиции. Этот семейный образ был широко популяризирован стихотворением Клемента Мура 1822 года, известным сегодня как: «Это была ночь перед Рождеством» (которое также помогло создать современный образ Санта-Клауса).
Поскольку многие из нас делают елки и подарки центром нашей собственной рождественской практики, нам следует помнить, что они, в конечном счете, являются символами Того, кто отдал себя, чтобы объединить небо и землю, и кто заставляет все бесплодные вещи цвести.