Найти тему
Ника Калашникова

как хорошо пишет страшный Стивен Кинг

фото @ronser_production
фото @ronser_production

“здесь то, как это было со мной, только и всего. <…> не старайтесь искать между строк и не пытайтесь искать глубокую идею. строк здесь нет, только моментальные снимки, да и те, почти все не в фокусе.” Стивен Кинг “Как писать книги”.

а это отзыв на “Как писать книги”.

фанатам Стивена Кинга ничего пояснять не нужно. но, если вы не обратили внимание на эту книгу ранее, стоит заметить, что это не беллетристика, а пособие по писательскому мастерству. очень необычное пособие. что среднее между мемуарами и дружеским, очень благожелательным разговором с воображаемыми коллегами, то есть по сути монологом автора, но вы и сами не заметите как окажетесь в него вовлеченным. Кинг по отечески наставляет: работать необходимо со всем возможным усердием и верить в себя (просто прекрасно если и ваша семья с вами заодно) - но только если чувствуете, что без писательства вам никуда. в качестве исходных данных, кроме таланта, непременно должна значится одержимость… понятно, а как может быть по-другому у автора с такой плодовитостью.

вообще-то, поучает он совершенно профессионально. как-никак, человек посвятил преподаванию изящной словесности немало лет. да, и образование у него строго по профилю. в общем, дельно всё говорит - толково обосновывает. по этой части есть лишь несколько замечаний: Мистер Кинг говорит о (и на) американском английском. а ту, предпоследнюю (кажется) часть где он дает разбор редактуры начала одного из своих рассказов, нужно видеть (то есть аудио-вариант книги не работает) и лучше в печатном виде, и опять - на языке оригинала. но даже с учетом языковых различий в его наставлениях не мало практических советов. особенно полезным мне показались его замечания насчёт того, что “не работает” в тексте художественного произведения. например, не любит мастер наречия в пояснениях к диалогам… а чего стоит совет: “убивайте любимых” - литературных персонажей, конечно. без мистификаций тоже не обошлось. маэстро поясняет насчет своей музы, то есть “муза” - у него она мужского рода, - а почему бы и нет! только закрадываются смутные сомнения, что этот “муз” далеко не со стрекозиными крылышками, скорее с рожками и копытцами… может поэтому Стивен не однократно подчёркивает, что идеи для своих книг он не выбирает… как бы там ни было, выбор есть у читателя. но во всех этих шутках о вдохновении, у него не мало и настоящей трепетности и чистого восторга упоения от творчества. он говорит о рождении идеи книги и развитии образов героев на пути следования сюжетной линии, как о сакральном процессе…

кажется пора признаться: это первая книга Стивена Кинга которую я прочитала. я не люблю “ужастики”, у меня и так слишком буйное воображение, способное оживлять любые образы. кроме того, мне кажется, что в жизни слишком много пугающего и откровенно страшного. достаточно и без придуманных кошмаров. вот, и в жизнеописаниях самого Стивена Кинга саспенса не мало. чего только стоят те главы где мастер делится своей личной историй о том как его сбил грузовик, как ему удалось выжить, сколько испытаний его ждало на пути выздоровления; они в полной мере дают понять, что страданий, ровно как и нелепых полных драматизма случайностей в жизни не меньше, чем в фантазии литераторов.

и всё же, саспенс жанр остросюжетный захватывающий, а его элементы могут встречаться даже в комедии. а уж как он способен держать читателя в напряжении! в общем, если писательство ваша страсть, мимо такого щедрого подарка мастера - рассказа как он создает свои литературные произведения, просто невозможно пройти. моё любопытство было награждено вполне, а потому - и вам искренне рекомендую.

вот ещё одна цитата от “короля ужасов”, с которой я пожалуй не захочу расстаться: «Самый страшный момент перед началом. Дальше может быть только лучше.»