Знаете, бывает так, что переставляешь мебель в доме и натыкаешься на паутину - постоянная история. А потом пишешь сатиру...
На окраине поселка стоял старый дом. Внешне он выглядел неблаговидно: обшивка из досок кое-где обвалилась, темно-зеленая краска облупилась, а двор зарос крапивой и высокой травой. В нем давно никто не жил, но строение было крепким и обладало хорошими перспективами. Если бы у него появился деловитый рукастый хозяин, то в считанные месяцы можно было бы превратить его в уютное жилище.
В зарослях крапивы, под кустом крыжовника, лежало старое деревянное большое корыто. Когда-то давно его кто-то перевернул вверх дном, чтобы там не скапливалась вода, но сделал это небрежно, так как один край оказался слегка приподнят над землей, отчего туда могли попасть разные мелкие животные.
Такое удобное место пытались облюбовать мыши, но они быстро смекнули, что в их распоряжении есть целый дом, а значит нет нужды селиться в таком тесном месте, где все же дают о себе знать превратности погоды и смены сезонов.
Зато там поселились пауки. Они построили там себе жилища из тонких нитей и вскоре даже таким маленьким созданиям стало тесно в корыте. Пищи там было мало, так как в само их логово редко когда заползала какая-нибудь букашка. А среди зарослей крапивы было нехилая конкуренция с другими пауками. Быстро оформилось негласное противостояние. Пауки в корыте недолюбливали пауков в крапиве за их сытость и благоденствие, а те в свою очередь сторонились жителей корыта, потому что они им казались какими-то замкнутыми, недружелюбными, высокомерными.
Изначально под сухими лакированными досками укрылось лишь несколько пауков. Это было обусловлено суровой необходимостью – тогда выдалось дождливое, холодное лето. Однако спустя много поколений такой рациональный подход забылся, и пауки в корыте считали, что обладают какой-то особой идеей. Что их жизнь в корыте имеет особый смысл и предназначения. И только в корыте возможно нормально выживать. Это была еще одна причина, по которой крапивные пауки избегали их.
***
Однажды выдалось неимоверно жаркое лето. Какие-то хулиганы подожгли траву на соседнем участке, и вся крапива выгорела. По счастливой случайности, успели приехать пожарные и потушить пламя, так что ни корыто, ни сам дом не успели загореться.
Пауки ликовали. Это было чудо. И это чудо оправдывало их многолетние неудобства. Был всеобщий праздник. Чувство собственного величия переполняло их маленькие тельца. Однако не все пауки радовались.
Была маленькая горстка тех, кто с опасением смотрел на обстановку вокруг. Они поняли, что такое может повториться, и не факт, что в следующий раз огонь потушат до того, как он дойдет до корыта.
Среди этих пауков «пессимистов» также были и пауки «зимовщики». Они были еще мрачнее первых. Размышляя о прошлых годах паучьей истории, они полагали, что после жаркого лета наступит очень холодная зима. Настолько холодная, что земля под корытом промерзнет невероятно глубоко, и весь паучий народ погибнет.
По началу этих настроений никто не замечал. Но вскоре носителей этих идей стало больше, так что корыто стали охватывать волнения и политические распри. В народе их называли «зимистами».
Приверженцы старого порядка – их называли «корыточниками» - подавляли волнения, призывали остальных одуматься. Ото всюду звучали лозунги:
- Не раскачивайте корыто! Если его перевернуть, то мы все погибнем.
- Только в корыте можно выжить!
- Никаких морозов не будет! Морозы придумали крапивные пауки. И где же они теперь?
Было много гонений (в прямом смысле, это же пауки все таки), но все таки удержать паучьи массы правящий круг был не в состоянии. Погибшие за идеи «зимизма» становились мучениками в глазах народа. А в начале осени, когда вместо бабьего лета наступили заморозки, старый режим посыпался, и к власти, наконец, пришли «зимисты». Они быстро начали широкую подготовку к зиме, бросив все силы на сбор провизии и утепление щелей мхом и листьями.
Всеобщий энтузиазм спал после того, как выпал снег. До этого все зимы были дождливыми, с легкими заморозками. Но снег начинал падать лишь в декабре, да и то быстро таял.
Учение «зимистов» становилось реальностью с каждым днем все больше и больше. Холодало все сильнее и сильнее. На какое-то время это дало идейный всплеск общей сплоченности, потому что погода подтверждала все идеи правящей идеологии. Однако надежды на выживание в корыте угасали с каждым днем. Нужно было срочно что-то придумать.
***
Внезапно возникло по истине революционное, радикальное учение. Пауки, которые считали, что в корыте не выжить… а потому надо переселиться в дом и колонизировать его. Разрушить привычный мир, уйдя из-под лакированных досок, иначе все погибнут от холода. Свое учение они назвали «домизм».
Сначала их идеи шокировали других пауков. Покинуть корыто было немыслимо. «Зимисты» не были радикалами, они просто провозгласили новый вектор развития взамен старой обветшавшей изоляционной идеологии. Они также любили свое тесное жилище. Но теперь… Это были мысли другого уровня.
«Зимисты», обладая полнотой власти, пытались бороться с малочисленными «домистами». В ход пошли все старорежимные методы. Революционеров изгоняли из-под теплого корыта, их учение запрещали. Но в итоге все случилось также, как и ранее с властью «корыточников». С наступлением больших холодов идеология «зимистов» была сметена лозунгами «домистов»:
- «Зимизм» не справился с холодами!
- Вперед к светлому будущему в стенах дома!
- Долой правительство! Долой слабых соглашателей с погодой!
- На кону вопрос выживания паучьей нации!
- За порогом дома нас ждет обетованная земля!
Не трудно догадаться, кто взял верх. «Домизм» победил, холод оказался сильней.
Новая власть была радикальнее предшественников во всем. Они разработали так называемый «план пяти дней», согласно которому предстояло всему паучьему народу по снегу перейти со всем скарбом в дом.
Это было самое тяжелое испытание в истории жителей корыта. Многим было грустно расставаться с родным жилищем. Небольшая горстка пауков действительно осталась, уповая на волю случая или покорно ожидая гибели от холода.
Прочие же согласно с идеями «домистов» совершили титанический переход по снегу к стенам дома. Больше половины всех пауков погибла в этом предприятии. Кто-то замерз, кого-то сдуло ветром, кого-то склевали воробьи. Но все-таки задача была выполнена. Идеология «домизма» полностью себя оправдала. Паучий народ победоносно вползал в дом. Они были спасены от мороза и ветра.
Пауки расползлись по всему дому. Поскольку «домизм» строился на идее переселения в дом, то после свершения этого самого переселения, он перестал быть актуальным.
Главные идеологи «домизма» не отчаялись, они разработали новую концепцию – борьба за жизненное пространство против мышей, которые здесь прибывали в избытке.
Это было долгое и кровопролитное противостояние. Но все же пауки выжили грызунов из дома. После этого всем казалось, что можно расслабиться и жить спокойно, как раньше в корыте до всех этих потрясений. Однако идейная верхушка объявила, что мыши вероломно готовят нападение, которое может произойти в любой момент, поэтому надо сохранять верность идеям «домизма» и полная лояльность его идеологам.
Общий энтузиазм охватил паучий народ. Были освоены все части дома: углы, подвал, чердак и… печка. В печке был самый центр паучьего государства. Там было теплее всего, потому что она была каменной – все же щели в деревянных стенах дома порой давали о себе знать - ветер в нетопленном жилище никто не отменял.
***
Со временем в головах пауков стало зреть недовольство. Главные «домисты» забирали себе львиную долю пищи, пользовались невиданными благами, имели неограниченный доступ к воде, а большинство жителей дома влачили бедное существование. Многие вспоминали времена «зимистов» и «корыточников», кто-то стоял на идеях «домизма»:
- Эх! Не победи тогда «домисты» «зимистов», мы бы жили сейчас в другом обществе! Выбирали бы сами своих правителей…
- Нам нужны реформы!
- Нет! Нам нужно вернуться к истокам, к идеям «корыточничества»!
- Не раскачивайте вы корыто! (это выражение сохранилось неизменным).
- «Домизм» – это единственно правильная идея, потому что он спас нас от морозов, он изгнал мышей!
К концу зимы от государства пауков откололся подвал. В начале весны чердак объявил о своей независимости. В середине ушли угловые пауки. В конце мая пауки в печи вынуждены были признать отказ от идеологии «домизма» и провести выборы.
Наступила спокойная жизнь. Никто не возвышался, не угнетал и не манипулировал паучьим народом.
***
В головах печных пауков быстро возникла идея о том, что они самые правильные пауки во всем доме. Поскольку они бывший центр государства «домистов», то значит обладают исторической преемственностью с «домизмом», а еще с «зимизмом» и даже с «корыточничеством». Вспоминали даже крапивных пауков, правда не в лучшем свете.
Такой снобизм привел к ухудшению отношений с другими пауками. Подвал и чердак вовсе разорвали всякое общение, лишь углы продолжали поддерживать с «печниками» какую-то связь.
В середине лета в дом внезапно пришли… люди. Они деловито осмотрели все помещения, а потом принялись наводить порядок. Вымели пол, собрали паутину с углов и стен.
Для пауков это была катастрофа. Все «угловые» погибли.
Для «печников» однако это была идеологическая победа. Они провозгласили печь единственным местом, где можно спастись от новой катастрофы. Она большая, каменная, метлами и вениками их отсюда не достанешь, а значит они в безопасности. Потому что они самые правильные, у них есть какая-то сверхъестественная защита и удача. Так всегда ведь было. В древности погибли все крапивные пауки, а корыто осталось целым. Потом их предки совершили подвиг, освоив такие территории, которые и не снились другим паукам, победили мышей! И если бы не сидели по углам, да под полом и под крышей предатели, тогда бы до сих пор дом был бы под единым управлением. Ну, ничего, рано или поздно все они поплатятся за это. Вот… уже начали.
Лишь один самый старый паук не разделял всеобщей радости. Он не знал, для чего нужны печки на самом деле, но у него было чувство неправильности происходящего. Он думал, что люди все же и до них смогут добраться, но не знал, как именно.
Другие пауки над ним смеялись, считали его больным:
- Нас метлой не достать!
- Руки у людей коротки!
- Мы никогда не проигрываем, учи историю!
- Не раскачивай корыто (удивительно, но даже сейчас это выражение сохранялось)!
Отчаявшись вразумить собратьев, старый паук выполз из печи в один из октябрьских дней и ушел куда глаза глядят.
***
Вечером этого же дня мозолистые мужские руки наложили в печь дров, бересты… и подожгли.
На окраине поселка стоит старый дом. Новые хозяева поменяли обшивку, выкосили траву, так что теперь это очень уютное, приятное жилище. По вечерам здесь громко раздаются звуки телевизора и топот детских ножек. Временами приходит разом много-много людей, и устраивается застолье.
Теперь это ничем не примечательный провинциальный домик с подвалом и чердаком, где то и дело натыкаешься лицом на паутину, но такое есть во всех без исключения домах…