"Он рябой и некрасивый!", - рыдала безутешная Прасковья. Сегодня ей объявили барскую волю - быть ей замужем за Петром. "С лица воду не пить, - успокаивала тетка, - зато добрый и трудолюбивый, будешь с ним, как у Христа за пазухой". Прасковья всхлипывала, ей нравился Архип, ну и что, что он никудышный работник, зато первый певец на деревне.
На протяжении тысяч лет женитьба напрямую была связана с имущественным вопросом. И касалось это в равной степени и «черного» люда и господ. С крепостными дело обстояло еще хуже: имущественный вопрос решал барин.
Брак по-суворовски
Весьма распространенным был следующий метод женитьбы. Всех подходящих по возрасту девиц и парней сгоняли в контору, выстраивали в шеренгу и заставляли взяться за руки ближайших кандидатов. Выбранные таким методом пары быстренько венчались. В народе этот метод женитьбы называли суворовским.
Почему такой вариант женитьбы связан с именем Суворова, неизвестно. Наоборот, по документам видно, что граф в брачные дела своих крепостных не лез, женитьбу поощрял – давал 10 рублей на хозяйство, гигантская сумма для крестьянина. Да и вообще помещиком был терпимым и не особо требовательным.
«Большой просветитель был»
Особенно «везло» крепостным, когда их господин увлекался законотворчеством и наведением порядка. Самолично оценивать каждого кандидата или кандидатку помещику обычно надоедало. И он начинал творить общие правила, по которым в его поместье совершались браки. Вариантов было множество:
- кто и за кого замуж идет, определял сельский староста, так как он лучше разумеет, что нужно для хозяйства. Худший на самом деле случай, горше нет господина, чем тот, который из грязи в князи;
- каждая пара, желающая обвенчаться, должна явиться к помещику и получить благословение. Если последнему что-то не нравится – или слишком нравится, то браку не быть;
- каждая невеста, желающая выйти замуж, обязана своему господину первую ночь – бывало и такое. Закон длительное время действовал в Европе, правда, в незапамятные времена, но русские помещики, которым "хватало пороху", с энтузиазмом реализовывали его в пределах своего поместья.
Были и более оригинальные «практические» решения. Так, князь Голицын, после подсчета бедных и зажиточных дворов, подумал и выдал гениальное решение: перемешать крестьянское добро. Получилось, как в известной «Женитьбе Бальзаминова»: богатые женятся на бедных, а бедные – на богатых. Браки между равными не заключать.
А вот некоторые чудаковатые «старые девы» вообще запрещали своим крепостным жениться. Но тут уже не стерпели священники и дошли с жалобами до Синода.
Возраст и место жительства
Со времени уложений приказ от Петра Первого по этому вопросу, наверное, был первым. Сам царь простого люда не гнушался, надо было, он и крепостных, и свободных к делу наряжал.
В 1724 году Петр издал указ, по которому запрещал выдавать замуж и женить против воли крепостных: оба брачующихся должны добровольно объявить такое желание. Кроме того, он решительно запретил сочетать браком отроков. Но царь умер в 1725 году, и закон остался бумагой.
Так что попытки регуляции возраста были направлены на другое. Так, если до 20 лет девка не выходила замуж, семья обязана была за нее внести штраф. То же самое ждало и парней. А вот наличие девственности, по мнению господ, никакого значения не имело. Наоборот, ребенок – на стороне или у вдовы, считался положительным признаком.
Такое положение вещей вступало в непримиримое противоречие с церковными требованиями и стало причиной для множества трагедий.
Куда хуже решался вопрос с переходом на другое место жительства. Если кто-то умудрился влюбиться в холопа из другого имения, то заключить союз можно было только с согласия двух помещиков. И так как жена уходила к мужу, то первый терял рабочие руки, и перспективу, и требовал соответствующей компенсации.
Не намного лучше была ситуация, когда пытались перейти из села в село в границах одного поместья. Казалось бы, какая разница барам, ведь крепостной имение не покидал. Не тут-то было. Если девушка была мастерицей или парень осваивал какую-нибудь полезную профессию, терять спеца никто не хотел.
Были, конечно, исключения. Если помещик был занят на государственной службе, а сельские старосты не лютовали, то жениться по выбору не запрещали.