Найти в Дзене
Журнал ПРИГОРОД

Как не стать лишенцем?

Оглавление
Рис. Игоря Кийко
Рис. Игоря Кийко

В Подмосковье собственник лишился дома из-за мошенничества и ошибки Росреестра. Жулики бывают весьма изобретательны и умеют ждать.

Поучительную историю рассказывает сайт «Говорит нотариат».

Гражданин С. решил продать свой дом в Звенигородском районе (Подмосковье). Причем делал он это дистанционно, поскольку с началом СВО отбыл заграницу.

В принципе, все возможно: технологии позволяют, законодательство тоже. Однако накануне сделки риэлтор сообщил ему, что дом уже продан.

Что выяснилось: за несколько лет до всех этих событий, при регистрации права собственности, в свидетельстве было допущена ошибка: вместо правильного года рождения владельца – 1966-й – был указан 1981-й. Ошибку исправили и больше о ней не вспоминали.

Но! Сразу после отъезда гражданина С. объявился его однофамилец: ФИО совпадает, а год рождения – как раз 1981-й. (Кстати – ранее – дважды судимый по статье 159, то есть за мошенничество).

«Двойник» явился в Росреестр, подал заявление об «исправлении ошибки», стал распоряжаться недвижимостью, сначала сдал дом в аренду, а затем быстренько его продал.

Настоящий владелец решил бороться: подал заявление в полицию и иск в суд – о расторжении сделки. Тут начались сюрпризы. Полиция не реагирует; суд отказался принимать иск – потому что подает не собственник.

Хотя кроме иска в деле есть показания свидетелей, договор ипотеки, договор на строительство дома и т.д.

С. предполагает, что действует организованная группа и что та давняя ошибка регистратора была далеко не случайной.

«Мошенники умеют терпеливо ждать и планируют свою деятельность на годы вперёд…» - констатирует сайт. Добавим: из-за границы защищать свои интересы сложнее. Тем более, что «сверху» раздаются призывы как-нибудь наказать уехавших из России – то ли налогами, то ли через лишение собственности…

По данным МВД, количество заявлений о преступлениях с недвижимым имуществом в 2022 году выросло на 14,9%. Количество судебных дел, связанных с недвижимостью (кроме долевки), выросло с 435 тысяч в 2020 году до 700 тысяч в 2021-м, пишет «Российская газета».

В Ленинградской области казусов хватает, но есть специфика. У собственников могут возникать проблемы, связанные с сомнительным статусом участков.

Причем нарушения при формировании исходного массива могут быть обнаружены годы спустя. Так, в прошлом году суд арестовывал участки в ДНП «Памир»; прямо сейчас идет судебный процесс по поводу землеотвода в коттеджном поселке «Кинза».

Прокуратура и администрация выявляет все новые сюжеты, связанные с «летающей землей», когда участки регистрировались по поддельным координатам.

Периодически возникают дела, связанные с невыполнением обязательств: обещали построить дом, деньги взяли, но так и не построили.

Отдельный большой сюжет может развернуться в СНТ «Защита», где сотни садоводов распоряжаются участками, не имея на то законных оснований.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"