Найти в Дзене
NEFTEGRAM - Нефтеграм

А европейцы меряются трубами

На фоне введения европейского эмбарго на морские поставки российской нефти оживились дискуссии об альтернативных маршрутах поставки сырья на европейский рынок. Первой начала Чехия, заявившая о намерении увеличить пропускную способность Трансальпийского нефтепровода (TAL). Чешский оператор Mero уже получил соответствующее разрешение ЕС и обещает нарастить мощность TAL на 4 млн т в год. С 2025 года чехи не хотят покупать нефть по «Дружбе».

Прожект довольно сомнительный. TAL, построенный в 50-е годы прошлого века, изрядно изношен и за годы эксплуатации фактически превратился решето на фоне минимальных инвестиций,
пишет «Дайджест ТЭК». Кроме того, за бортом остается Словакия, до которой нефть по такой трубе не дойдет. В итоге крупный словацкий НПЗ в Братиславе, находящийся под контролем венгерской MOL, рискует остаться без нефти. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: в Чехии верховодит польская Orlen, и реальные затраты на реконструкцию TAL понесут не пшеки, а мадьяры, если словаки вслед за чехами откажутся от русской нефти.

Греция и Болгария
выкопали мумию нефтепровода Бургас – Александруполис. В 2010 под давлением США он был торпедирован вскоре снятым за коррупцию премьер-министром Бойко Борисовым, сославшимся на экологические риски. Проект предполагал участие России, которая и должна была его финансировать. На 2008 год стоимость трубы оценивалась в 1,5 млрд евро. Сейчас эту сумму можно смело удваивать. «Где главные нищие ЕС, греки и болгары, возьмут столько денег, совершенно непонятно», - отмечает «Дайджест ТЭК». Поскольку вброс про Бургас-Александропулис совпал с пробкой в черноморских проливах, можно предположить, что в утечке была заинтересована Турция, которая хочет подчеркнуть серьезность проблемы европейского и американского страхования при прохождении судов через проливы. А в перспективе, как уже отмечали выше, рассчитывает на перераспределение страхового рынка.

Венгрия поспешила воспользоваться антироссийскими санкциями, чтобы очередной раз заявить о своем желании стать европейским нефтяным хабом. Так наблюдатели трактуют риторику Будапешта, где снова заговорили о негативном влиянии санкций на экономику ЕС. Например, управляющий директор MOL Дьёрдь Бача
заявил, что ситуация с поставками топлива в Венгрии критическая и единственным решением является создание условий для увеличения импорта.

Продолжаются переговоры о поставках нефти из Казахстана на германский завод Schwedt. Пока безуспешно. Главные препятствия – ограниченная пропускная способность нефтепровода Атырау – Самара, чтобы докачать до «Дружбы», отсутствие у Казахстана свободных объемов нефти и нежелание Польши на такой транзит своим немецким конкурентам.

Из новостей недели - англосаксы из ВР, управляющие трубой Баку – Тбилиси – Джейхан вытеснили из нее ЛУКОЙЛ. Потоки со своих каспийских месторождений компания хочет перенаправить в КТК. БТД же вынужден в спешном порядке искать чем бы себя заполнить. Обсуждаются
варианты с увеличением прокачки казахстанской нефти. Уже привлекли все объемы экспорта из Туркмении, запретив попутно критику состояния прав человека в этом государстве. Более того, уже никого не смущают поставки по БТД санкционной нефти из Ирана. Неужели в Израиле смирятся и тихо поплачут у стены в ожидании персидской ядерной бомбы?