"Сегодня вечером я наблюдал за веселой гурьбою детей, собравшихся вокруг рождественской елки - милая немецкая затея! Елка была установлена посредине большого круглого стола и поднималась высоко над их головами. Она ярко светилась множеством маленьких свечек и вся кругом искрилась и сверкала блестящими вещицами..."
Ч. Диккенс. "Рождественская елка"
Различного рода зелень всегда ассоциировалась с Рождеством во многих культурах. Можно приводить примеры: мексиканские пальмы, баобабы в Африке с ленточками и пучками травы и множество других вариантов.
Однако относительно российских реалий можно выделить три растения, которые вызовут ассоциации наступления Нового года и празднования Рождества.
"Рождественское дерево" или Weihnachtsbaum
Так говорили немцы, традиционно ставившие небольшие в трактирах (для взрослых) или побольше у себя в домах ели (для детей).
Такие декорации накануне Рождества Петр Первый увидел в европейских странах во время Великого посольства, длившегося с 9 марта 1697 по 25 августа 1698. Вид украшенных лентами елей, а кое-где и со свечками, показался ему очень нарядным. По приезду в Россию - "новолетие" (Новый год - по-допетровски) - отметили уже 1 января 1700 г. Петра привлекали народные гуляния, "огненные забавы", но елки было приказано ставить практически везде.
Однако "Рождественское дерево" в России преимущественно оставалось праздничным сопровождением в домах местных немцев.
Это неудивительно: именно германцы в период язычества ставили вишневое деревце. Его перемещали в кадку, чтобы в доме оно могло расцвести к моменту наступления Нового года. Возможно, отголосок этого - украшать шариками елку, хотя первые такие появились уже в 18 веке все в той же Голландии.
Из домов обрусевших немцев елка за практически 100 лет (примерно к 1850-м) плотно "осела" в домах российской знати, а затем уже и во всех остальных. Причем в России ее не сразу стали наряжать. Но когда это закрепилось, на елке появилось, прежде всего, то, что можно было съесть: леденцы, орехи в обертках, небольшие пряники. Ведь елку преимущественно ставили для детей (ну как всех уверяли). Сладостями, орехами, баловали только по поводу: праздники, дни рождения.
Известно, например, что мать В.И. Ленина Мария Александровна Ульянова вообще была яростной противницей сладкого для детей. Но даже у Ильича в детстве была елка со всеми вытекающими!
Без елки и сегодня для российского человека нет Нового года, а теперь уже и Рождества. Даже самый убежденный противник елки - "ну что за детский сад" (наверняка, вы такого - хотя бы в штучном экземпляре - найдете и в своем окружении) пусть под самый Новый год конечно же "случайно" (!!!) приобретет ветви и украсит чем-нибудь привычным в таких ситуациях - согласитесь?!
"Мандариновый шок"
Именно с таким названием удалось попробовать салат на праздничном столе совсем недавно. Наличие таких рецептов, заполнивших интернет, свидетельство того, что этот фрукт сегодня уже перекочевал в салаты. Запах для не одного поколения россиян - прочная ассоциация с зимними праздниками.
Что особенного с мандаринами? Почему этот фрукт практически стал архетипом - нашей врожденной универсальной психической предрасположенностью, вызывающую соответствующую реакцию у человеческого существа?!
Архетипичность мандарина проистекает вообще из более глубокого прошлого, чем советское. Их, как заморские плоды, стали массово (так как купить можно было в любом объеме - даже 1 штуку) "распространять" купцы Абрикосовы - авторы первых моллов (да-да - это были совсем не американцы). И как результат - в начале XX века Российская Империя уже плотно "подсела" на этот фрукт, который на рождественский стол старались поставить все те, кто его (хотя бы в каком-то формате) мог себе позволить!
В СССР, когда "вернули" рождественские праздники - пусть и в переформатированном виде - мандарины также оказались вполне доступны - теперь уже из Закавказья (преимущественно зимой появлялись мандарины из Абхазии). Позднее - это стал единственно возможный фрукт, который можно было достать к столу в период дефицита. Помните школьные/детсадовские новогодние кулечки со сладостями - там всегда была пара мандаринов. Кстати, пара мандаринов в Китае - символ богатства. Ими принято обмениваться на Новый год, желая друг другу процветания и благополучия.
"Рождественская звезда"
В комментариях к статье на нашем канале "Католический пост и Рождество: что принес нас Запад, а мы и не заметили?" одна из наших подписчиц отметила пуансеттию (именно это растение стали так называть) как то, что пришло к нам из западных традиций под Новый год и Рождество.
Рождественской звездой назвали пуансеттию чуть более 100 лет назад. Вообще - это растение рода Молочай. В диком виде вы ее можете встретить в регионе Мексика-Гватемала - ближе к тихоокеанскому побережью. В различных источниках есть информация о том, что окультуривание пуансеттии связано с семейным бизнесом Paul Ecke Ranch.
Дело в том, что садовник из Лос-Анжелеса Пол Экке, желая привлечь внимание покупателей на рождественских распродажах, выставил на бульваре Сансет букеты из диких пуансеттий, чьи соцветия напоминали ему Вифлеемскую звезду. Покупателям идея понравилась - многие решили добавить алые цветки к традиционным хвойным мотивам домашнего праздничного убранства.
С тех пор цветок вошел в атрибутику рождественского убранства католического Рождества, а в XXI в добрался до российских цветочных салонов. Зайдите в один из них - наверняка сможете найти пару композиций. Да и само растение "поселилось" на окнах в том числе у любителей домашних растений.
Наши дорогие читатели, подписывайтесь, ставьте лайки. Читайте также у нас:
Первая свеча зажглась: пост на Рождество у католиков или протестантов?
Филипп - третий апостол и причем здесь рождественский пост
Самая достоверная книга Нового Завета
Елизавета II и Карл III: старый новый король и церковное наследие
и многое другое!