Да, Нью-Йорк. По пути туда наш автобус медленно обогнала открытая легковая машина. Мы сидели, само собой, намного выше, и нам открылась впечатляющая картина. За рулем сидел кто-то в ковбойке, и на бедре у него качался револьвер. Это безусловно вписывалось в наши знания об Америке вообще и о Нью-Йорке в частности и было нами принято как само собой разумеющееся. Хотя и несколько пугающе. Мы сказали об этом нашему экскурсоводу, и она, нисколько не удивившись, прокомментировала, что это наверняка либо детектив, либо криминал. Да, пожалуй.
Но, с тех пор я никогда такой сцены больше не видел, прожив в США больше двадцати лет. Впредь мне больше не попадались водители с открытым пистолетом. За исключением полицейских, естественно, но у тех часто в закрытой кобуре. Хоть порой из кобуры высовывается рукоятка револьвера. И ясно почему не попадались: носить открыто пистолет в США противозаконно. Чтобы не напугать граждан. У меня, например, имеется лицензия на скрытое ношение боевого огнестрельного оружия, и в моем домашнем арсенале есть и револьверы (включая штатный полицейский магнум), и пистолеты «высокой убойной способности», например 13-зарядная итальянская беретта, но тем не менее я не имею права носить оружие открыто. Потому что это официально воспринимается как довольно откровенная угроза окружающим, типа «попробуй на меня не так взглянуть!» Но даже с моей лицензией я не имею права заходить со скрытым оружием – под пиджаком, или на лодыжке, либо под мышкой – в школы и в федеральные (правительственные) организации. А в любые другие места могу и имею право. Правда, не захожу. Для чего?
Возвращаемся в Нью-Йорк. При въезде в город наш автобус долго проезжал мимо домов, находящихся как будто в зоне военных действий. Выбитые стекла, которые хрустели под колесами нашего автобуса, закопченные стены, жирно расписанные диковинными надписями каракулями. Как будто в ответ на наш немой вопрос, устремленный на гида, она пожала плечами и произнесла: Гарлем.
Нью-Йорк предстал чудовищно грязным. К полудню горы мятых газет на тротуарах в центральной части города было по щиколотку. Мы шли, раскидывая газеты ногами. В метро какой-то парень содрал обертку с чуингама и бросил ее на пол вагона, который был уже покрыт мусором. Да, это не Москва. Культурный шок, ничего не скажешь.