Не Ахой единой
1993 год. Северный норвежский городок Стокмаркнес. Басист Фроде Якобсен, ударник Джон Лаувланд Петтерсен и вокалист Ян Эрик Свендсен создают коллектив Abbey's Adoption. Место за микрофонной стойкой вскоре занимает Сиверт Хойем, вместе с которым приходит и новый гитарист Роберт Бурас. Спустя несколько лет коллектив перебирается в Осло, где знакомится с поэтом Ойстеном Вингаардом Вольфом, который рекомендует сменить вывеску. Так появляется Madrugada, что в переводе с испанского и португальского означает «утренняя заря» и как нельзя лучше отражает музыкальный облик команды, которой будет суждено записать один из самых мощных и ярких альбомов конца XX в.
В 1998 группа выпускает дебютный мини-альбом Madrugada, а в следующем году закрепляет результат вторым EP под названием New Depression, попадая в радио-ротацию и выходя на заключение контракта с Virgin Records.
Появившийся в 1999 лонглей Industrial Silence, где музыканты сразу же развернулись во всей красе, наглядно доказывает, что группе есть что сказать, причём сделать это настолько убедительно, что удивление вызывает не столько даже сама музыка и её воплощение, сколько отсутствие какой-ибо достойной реакции и публичного освещения рок-явления под именем Madrugada. Постараемся внести скромную лепту в процесс исправления сего досадного недоразумения.
Прежде всего необходимо упомянуть спектр меломанских пристрастий. Участники команды испытали разноплановое и многоликое влияние таких исполнителей, как: Joy Division, Velvet Underground, The Doors, Primal Scream, The Rolling Stones, U2, Том Уэйтс, Джон Ли Хукер, Джонни Кэш, Игги Поп, Nick Cave and the Bad Seeds и R.E.M. (последних двух пока отметим особо). Что примечательно, весь этот пёстрый клубок влияний, отголосков, переосмыслений и идущих вперёд заимствований можно с восторженным удовольствием обнаружить в музыке Madrugada. Мелодичный, внутренне драматичный, эмоциональный, чувственный, жгучий, мрачный, атмосферный сплав арт-рока, фолка, классической рок-школы, альтернативной стороны, прогрессива и готики. Всё это – извольте встретить и по достоинству оценить на дебютной пластинке.
Спокойствие и размеренность в сочетании с внутренним напряжением, завораживающий минимализм вкупе с плотной звуковой стеной, меланхолично-минорный настрой и магнетический, глубокий и проникновенный вокал Хойема, полноценные, повествовательно и композиционно развивающиеся композиции с возрастающим накалом страстей и звуковым насыщением – вот во что окунается слушатель, начиная с уже первой композиции.
Мощь Майкла Хатченса, притягательность и томность Криса Айзека, мелодичность и атмосферность любых и лучших поп-коллективов прошлого и настоящего, мрачность Ника Кейва, звуковое наполнение R.E.M. периода 90-ых – всё это воплощено и выражено во вступительной Vocal, где инструментальный минимализм (порой во многих номерах на фоне звучит лишь одна партия наряду с голосом) сочетается с насыщенной звуковой стеной.
На следующей далее Beautyproof на авансцену выходит другой аспект – стильная мрачность и тяжесть. Постепенно развёртываемая и усиливаемая гитарной поддержкой линия баса тут сопровождает произносимую заклинаниями лирику, где каждый элемент нанизывается на предыдущий, сходясь вместе в едином рок-порыве. Вторит ей и Higher, на которой, помимо прочего, ощущаются даже панк-нотки.
А на одном из самых ярких и спокойных мест альбома – песне Shine – далеко простирающиеся в воображении виды лучших времён и моментов, заполненных нежностью и умиротворением, помещены в потрясающий номер, исполняемый с таким вложением чувств и эмоций, которому могут позавидовать многие поп-исполнители.
«Утренняя заря» - это переходное время суток, которое на английском называют также the blue hour. Почитаемое фотографами и поэтами за призрачный голубой свет и размытые, изменчивые очертания мира, оно находит полноценное отражение в Strange Colour Blue – песне, которая требует, чтобы к ней прислушивались. Напряжённый и как будто блуждающий во мраке голос тут ведёт весь строй композиции, собирая по дороге прибавляющиеся к шествию инструменты, каждый из которых по-своему осторожен, позволяя страстному вокалу заполнять эфир.
Вносит изрядную толику каминного дедушкиного тепла в это собрание This Old House – уютная и снежно-меховая композиция, на которой появляется губная гармошка, внося удивительное чувство гармонии и света в «промышленную тишину» пластинки.
Очевидный и стопроцентный хит, а также центральная вещь диска, сводящая воедино всё то, что уже успела продемонстрировать группа – Electric. Пик альбома достигается именно здесь: и по накалу, и по мелодике, и по воплощению.
Но альбом невозможно не слушать дальше – он неумолимо втягивает в себя, поглощая любое выделенное и незапланированное время. Поэтому далее следует нервный, дребезжащий номер Salt, на котором нельзя не заметить очевидное влияние Ника Кейва и Компании – ярость и напор, выражаемые в большей степени вокальными выплесками, чем обилием инструментов и сменой ритма, а также вдалбливанием единого посыла и линии, как бы выплёвыванием слов. Его сменяет Belladonna, чуть вязкая и плотная фигура которой напоминает звучание R.E.M. эпохи альбома Monster. Присутствие той же команды ощутимо и на Norwegian Hammerworks Corp. – песня близка композиции Belong от R.E.M. с той лишь разницей, что парни из Madrugada прибавляют оборотов и уходят в области прогрессивного рока, добавляя разнообразия и остроты.
Ну а напоследок нас ждут весьма удачные эксперименты в виде двух композиций, привносящих в без того уже многообразный облик пластинки дополнительные краски. Это Quite Emotional – медленная вещица с блюзовым оттенком и нотками психоделии в припеве. А также атмосфера прокуренного джаз-клуба разбитых сердец в состоянии той самой утренней зари в 4 утра – Terraplane '99.
Оглядываясь на только что написанное, оговорюсь, что я не любитель описывать каждую песню альбома, для меня это – дурной тон и признак неумения писать рецензии. Но в данном случае практически любой трек Industrial Silence заслуживает того, чтобы быть прослушанным и прочувствованным. И если Вы произведёте данное действо, то сопричастность большой рок-музыке и глубоким чувствам гарантированы. А что это, как не признак шедевра?
Оценка: 5/5
Источник изображений: www.discogs.com