Найти тему
МИР (Море История Россия)

Немецкие шаланды, ставшие советскими канонерками.

«Шаланды полные кефали…». Песня сия могла родиться ТОЛЬКО на Черном море. Почему? Да, потому, как во все мире шала́нда (фр. chaland), это небольшая баржа (иногда самоходная) для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки земли, зерна и.т.д. И только на Черном море это плоскодонная парусная рыболовная лодка. Но, мы говорим не о них. Одно из значений слова, это «грунтовозное судно, самоходное или несамоходное, с трюмом объёмом до 300 кубометров, обслуживающее дноуглубительные земснаряды».

Читая статью про Керчь-Еникальский канал, я с удивлением узнал, что оказывается, все было сделано до революции. Правда, что ли? Возникает наивный вопрос: почему канал стал глубже (я проверял по лоции 1912 года и лоции 1948-го), и откуда взялся канал к городу Мариуполь? Наверное, все само собой сделалось, а целая эскадра «Азовтехфлота», там просто так 10 лет симулировала бурную деятельность. Обидно, когда грандиозный подвиг зачёркивается, только, чтобы не прозвучало слово НКВД. Одних землечерпалок было 17 единиц, кроме того, 2 рефулера, 6 земснарядов, огромный флот землеотвозных шаланд.

Но бывшие суда Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД совершили не только трудовой подвиг. Земснаряд «Ворошилов», погибший в Керченском десанте, тоже часть этого огромного флота, вставшего в ряды защитников Родины.

Начнем мы с пяти шаланд, четыре из которых стали сначала сторожевиками, а, затем канонерками. Речь идет о шаландах, построенных за валюту в далеком 1928 году, в Германии на верфи «Unterweser Shiffbau Ges. AG», Веземюнде. Водоизмещение шаланды 840 т.длина - 51,4 м, ширина - 9,6 м, осадка - 4 м. Суда имели две паровых машины по 640 лошадей. Скорость полного хода: 9 узлов. Небольшой кораблик, но, поскольку строился он как грунтовозная шаланда, он имел очень прочный корпус.

Так на Черном море появились «Буг», «Днестр», «Днепр», «Дон», "Рион" и «Кубань». Порт приписки Мариуполь. Суда НКВД были мобилизованы в первую очередь, и были направлены в Николаев для установки вооружения. Установкой занимался подполковник Н.Г.Шемрук, будущий командир полка дотов и дзотов в Севастополе. Они получили 2 щитовых орудия 130-мм, два орудия 1 45-мм, один ДШК 12,7 мм и счетверённый «Максим».

Так появились пять боевых кораблей. Почему пять, не шесть? «Днепр», следуя для получения вооружения в Николаев в Днепро-Бугском лимане, подорвался на неконтактной мине, установленной с самолета. В составе ЧФ был другой «Днепр» (учебное судно), но, это совсем другая история.

Поначалу корабли «работали» на Одессу, и числились сторожевыми кораблями. 13.08.1941 г. корабли были была переклассифицированы из СКР в канонерские лодки и переведены в состав Азовской флотилии ЧФ. Корабли действовали вместе. Если бы не эта импровизированная флотилия, судьба Крыма могла бы сложиться иначе.

16 сентября немецкая бригада СС «Лейбштандарт…» двигалась на восток, отсекая Крым от основных войск. К обеду противник захватил г. Геническ.

Противник быстрым броском обошел город, и вышел к Геническому мосту, который никто и не подумал взорвать. Противник, захватив мост между Геническом и Арабатской стрелкой, продолжил свое движение. Моторизованные подразделения дивизии СС двинулись к Генгорке, где оборонялась всего одна рота.

Спасла положение флотская батарея №127, открыв частый огонь четырьмя 100мм орудиями Б-24 БМ по противнику. Чуть позже, к Арабатской стрелке подошли три канонерские лодки: “Дон”, “Рион” и “Ледокол №4” отогнав противника артиллерийским огнем. После этого подошли «Днестр» и «Буг».“Канонерские лодки” (бывшие грязеотвозные шаланды морспецстроя НКВД) открыли огонь из своих 130мм орудий (45мм орудия канонерок до немецких войск не доставали). Огнем канонерок были разбиты до десяти грузовиков и два танка.

Корабли работали очень активно. Поддерживая войска, канонерки получали повреждения, восстанавливались, возвращались в строй. “Дон”, “Буг”, “Днестр” «Кубань» участвовали в Керченско-Феодосийском десанте. 14.04 - 01.05.1942 корабли участвовали в конвоировании транспортных судов на коммуникациях в Керчь.

29.04.1942 г. канлодки в охранении катеров и воздушного прикрытия с расстояния в 45 каб обстреляли плавстредства противника в Мариупольском порту и судоремонтный завод, израсходовав 157 шт. 130-мм снарядов. В порту возникли пожары.

14.11.1941 г. канонерская лодка "Рион" была тяжело повреждена авиабомбой противника и выбросилась на берег на восточное побережье Керченского пролива.

11.05.1942 г. она была окончательно выведена из строя бомбардировочной авиацией противника. Исключена из списков ВМФ 27.08.1942 г.

В общем-то я не сильно уверен. что "Рион" был из той же серии (его туда причислили флотские источники) Мне кажется. наши флотские историки ошибаются. Есть вот такой "Рион"

-2

Английской постройки 1903 года. Он тоже мог быть канонеркой, Где правда? Пока не знаю. Этот "Рион" был поднят и работал под именем "Romania".

Длина п/п: 69,0 м.
Ширина: 12,0 м.
3 паровые машины 3-кратного расширения: 2 x 400 IHP, 1 x 500 IHP (1903 г., Глазго)
2 цилиндрических оборотных котла
2 винта, скорость – 6 уз.

06.06 - 19.06, а так же 04.07 - 03.08.1942 г. корабли осуществляли минные постановки в Азовском море.

К 10.08.1941 г. канолодки (кроме «Кубани») находились в составе отряда кораблей в Темрюкской военно-морской базе, и участвовали в её дальнейшей обороне.

взорванный "Дон"
взорванный "Дон"

Три канонерских лодки были взорваны своими экипажами в Темрюкском порту, из-за невозможности прорваться через Керченский пролив.

Судьба «Кубани» оказалась длиннее. Даже в 1944 году в составе эскадры числится Отдельный дивизион канонерских лодок состоящий из канлодок: "Красная Абхазия", "Красный Аджаристан", монитора "Железняков" и… канонерская лодка "Кубань". Это та самая "Кубань", последняя из этой пятерки (или шестерки).