Ну уж въелось в историческую традицию писать о том, что высадка была в районе мыса Зюк. Ну, к примеру: "В результате в районе мыса Зюк смогли высадиться 1378 чел. с тремя танками, четырьмя орудиями и девятью минометами. У мыса Хрони высадились 1452 человека с тремя танками и четырьмя орудиями. У мыса Тархан высадились только 18 человек, в остальных пунктах высадка не состоялась". Неправда это. Точки высадки 1-й и 2-й групп были весьма далеки от мыса Зюк. Все они были западнее мыса Бога-Тобе, минимум в 3 милях от мыса Зюк.
По армейскому «Докладу» тоже даются точки высадки десанта, гораздо западнее чем мыс Зюк. Первая: «Отметка 43 и…3 км зап. Новый Свет 2б./83мбр, б-н связи, разведрота, сан. рота, рота 185 СП, батарея ОЗАД (часть с них высадилась)».
Вторая точка высадки: «у Кошара /зап./ – 2б./83мбр, 3б./143СП (не высадился)».
Что получается фактически? Отряд подошел к берегу приблизительно в том же районе, где и первый отряд (но раньше). По данным авиаразведки противника, произошло это в 8:20 (то есть в 9:20 по декретному, примерно на час раньше 1-го отряда).
Берег в этом районе, почти не имеет закрытых бухт. Высадка возможна в только в нескольких точках. Каменистый обрыв, лишь в нескольких местах уступает место небольшим пляжам. На один из таких пляжей и производилась высадка. К моменту высадки ветер действительно достигал 10-15 м/с, волнение до 5 баллов. Естественно, высадиться в этих условиях на необорудованный берег – задача крайне сложная.
При попытке высадить десант с одного из сейнеров, он наткнулся на каменную гряду, получил пробоину и затонул[1]. После чего весь отряд отошел к соседнему пляжу, и попытался высадить десант там.
Вторая попытка высадки 2-м отрядом была произведена около 10 часов, в районе Широкой бухты, расположенной западнее первоначальной точки высадки. Почему?
Командир 2-го отряда В.С. Грозный-Афонин внезапно обнаружил, что не только его отряд производит высадку в этом районе. А.В. Свердлов пишет об этом так: «Уже совсем рассвело, когда Грозный-Афонин увидел неподалеку корабль, который высаживал десантников в небольшой бухточке, где волна была тише, и противник почти не оказывал сопротивления. Грозный-Афонин и Михайлов, на свой страх и риск, направили туда отряд. Корабль оказался тральщиком «Советская Россия», входившим в 4 отряд»[2]. Командир тральщика старший лейтенант Н.А. Шатаев ошибся в счислении курса, и вышел намного западнее (в два раза!) от намеченной точки высадки, высадив десант в районе д. Челочик.
Высадочные средства почти все были потеряны, поэтому баржу «Хопер» подтянули как можно ближе к берегу в районе Широкой бухты, и опустили сходни прямо в воду. К сожалению, осадка баржи была почти 1,5 м, и ближе чем на 100 мк берегу подойти не удалось. Поэтому десантники по сходням сходили с борта в воду по плечи, и шли вброд к берегу, держа оружие над головой. Температура воды была около 3°, температура воздуха около нуля. На берегу обмундирование просушить было негде.
В 10 часов к месту высадки основной группы 2-го отряда подошел отставший пароход «Красный Флот». Из состава 2-го отряда к этому времени не хватало лишь буксира «Фанагория» с минной баржой.
Десант высадили сейнера и «Никополь» с баржой. Высадились: часть 2-го батальона 83-й бригады, разведрота, рота связи. Суммарно, около 600 человек. Высадил свой десант «заблудившийся» тральщик 4-го отряда «Советская Россия», выгрузив бойцов 185-го сп 224-й сд.
К этому времени, из соседней бухты подошел тральщик «Заря» (все, что осталось от 1-го отряда)
Десант оставался на борту следующих кораблей:
– канонерской лодки «Дон» (150 человек 1-го батальона 83-й бригады),
– парохода «Пенай» (487человек),
– транспорта «Красный флот» (900 человек),
– шаланды «Гордипия» (18 лошадей),
– тральщика «Заря» из 1-го отряда (должно быть около 300 человек, но по приходу обратно, сошли на берег всего 138 человек).
И, тут «подключились» немцы. До этого высадка 1 и 2 отрядов шла без потерь. Корабли следовали к местам высадки вдоль берега, и, естественно, противник их засек. Службой наблюдения немецкой 46-й пехотной дивизии советские корабли были обнаружены около 7 часов (по берлинскому времени). В журнале боевых действий 42-го армейского корпуса есть запись: «6.50 Севернее мыса Хрони обнаружены 20 кораблей, следующих курсом на запад. Перед д. Юраков Кут появились 5 катеров». Это первое "суммарное" упоминание о десанте в немецких документах.
В связи с нехваткой пехотных и моторизованных частей в этом районе, штабом немецкой 11-й армии было принято решение противодействовать советской высадке с помощью авиации. В 8:25 из штаба армии поступило сообщение: «Выделено 20 «Штук» с прикрытием истребителей»[3]. Кроме того, по северной группе высадки «работали» семь «Не-111» из авиагруппы III./KG27 и пять самолетов «Ju-88» из группы I./KG 51[4].
В 10:50 начался налет немецкой авиации. Несмотря на погодные условия, помешавшие нашей авиации прикрыть десант, действия немецких пилотов оказались успешными. Первое звено пикирующих бомбардировщиков «Ю-87» из III./StG77 прошло над пароходом «Пенай», проштурмовав его с бреющего полета, и ушло в сторону моря. В результате штурмовки, были разбиты шлюпки и убито 4 человека. Жертвой этой группы немецких самолетов стала «Фанагория», находившаяся на подходе, и тащившая на буксире минную баржу дореволюционной постройки. Весь личный состав находился на шаланде, на барже перевозилась техника.
Две бомбы поразили «Фанагорию», начал рваться боезапас, Шаланда начала быстро тонуть, утягивая за собой за буксирный трос баржу. Спасти минную баржу и часть личного состава помогла находчивость коменданта «Фанагории» старшины 1-й статьи Н. Плотникова, который дал команду о пересадке личного состава с шаланды на баржу и обрубил буксирный трос, чтобы шаланда не утянула за собой баржу. По официальным данным, погибло около 100 человек. Минную баржу с техникой и спасшимися бойцами, спустя час подхватила на буксир канлодка «Дон», подошедшая к месту гибели шаланды. Правда, если на барже и шаланде находилось, в общей сложности, 362 человека, то тогда непонятно, почему канлодка «Дон» сняла с баржи менее ста человек. Возможно, потери были выше.
Обычно, описание дается так, как будто шаланда была потоплена у берега, но это не так. В 2011 г. дайверами был найден остов этого корабля. Его обломки лежат в 10 милях (18 км) от берега, и в 15 милях от точки назначения. То есть шаланда с баржой сильно отстала, шла без прикрытия, и к моменту потопления находилась еще очень далеко от пункта назначения (как минимум 3 часа хода).
Второе звено пикировщиков атаковало корабли второго отряда, стоявшие в ожидании разгрузки. Одна бомба упала далеко, а три бомбы, упав рядом с бортом, вырвали правый и левый лацпорты на пароходе «Красный флот», корпус парохода дал течь. Взорвался ящик с минами, осколками которых было убито 12 и ранено 6 бойцов. Двигатель остановился, во второй и третий трюмы стала поступать вода. Через полчаса удалось исправить машину. Пароход приблизился к берегу и стал на якорь. Экипаж продолжал непрерывно откачивать воду из трюмов. К аварийному судну пытался подойти тральщик «Советская Россия», но сильная зыбь помешала снять с него людей. Вечером погода еще более ухудшилась, и командование Азовской флотилии приняло решение вернуть «Красный флот» в Темрюк вместе с десантом.
Канонерская лодка «Дон» ушла спасать минную баржу и поддерживать другие группы. Оставались у берега, и пытались высадить десант на трех оставшихся байдах пароход «Пенай» и тральщик «Заря», но вскоре и их выбросило на берег.
Учитывая низкие темпы выгрузки, и сложность с выгрузкой техники, командир 224-й дивизии полковник А.П.Дегтярев потребовал начать обратную погрузку десанта. Командир 2-го отряда доложил «своему» командованию (контр-адмиралу С.Г. Горшкову) обстановку и получил указание «продолжать высадку», что позволило ему проигнорировать требование «сухопутного» командира. Но высаживать, фактически, было нечем, и, около 18 часов, выгрузка была прекращена. «Заря» и «Пенай» вернулись. «Красный флот» тоже не выгрузился. Но, в районе Кошара-Челочик появилась боевая группа, состоящая из бойцов 1 и 2 батальонов 83-й бригады и 185-го сп 224-й сд, численностью около 1,3 тыс. человек.
Подводим итоги? Из воспоминаний С.Г. Горшкова: «В этих тяжелых условиях первому (командир – капитан-лейтенант Ф.П. Шиповников) и второму (командир – капитан 2 ранга В.С. Грозный-Афонин) отрядам, а также тральщику «Советская Россия» из состава четвертого отряда удалось высадить около мыса Зюк 1378 человек, выгрузить три танка, два 37-мм, два 76-мм орудия и девять 120-мм минометов. Оставшиеся войска и боевую технику пришлось возвратить в Темрюк».
Вернулись «Заря» (138 человек), «Пенай», «Красный флот» около 900 человек. Еще 150 человек остались на борту канонерской лодки «Дон» и около 100 человек было спасено на барже. «Гордипия» с лошадьми не в счет.
Запись из Журнала боевых действий немецкого 42-го армейского корпуса: «12:20 Русские значительными силами совершили высадку перед Челочик (около 1000 человек). В связи с этим, 3 батальон 97-го полка и 6 батарея 114-го артполка получили приказ следовать на помощь 1-му батальону 97-го полка»[5]. 1-й батальон и штаб 97-го полка находились в совхозе Тарасовский и в бой еще не вступали.
Высадившуюся группу возглавил старший лейтенант А.Л. Капран. Как указано в «Докладе»: «…командир батальона ст. л-т Капран занял оборону отрядом в 2 км от берега, для обеспечения высадки остальных кораблей, но корабли отошли в море…»
По более поздней версии, у отряда появился другой командир, ставший за этот подвиг в 1943 г. Героем Советского Союза. Из статьи, посвященной десанту: «Вспоминает участник героического десанта на мыс Зюк капитан 1 ранга в отставке А. Орлов (в далеком декабре 1941 г. 18-летний командир отделения разведки): «Превозмогая трудности, мы выбрались под ожесточенным огнем противника на керченский берег, сразу же услышали команду комиссара и командира батальона (в одном лице) старшего политрука Ильи Тесленко «Вперед на врага!». В той ситуации любое промедление — смерти подобно»… ».
В документах, датированных декабрем 1941 г., прописано четко: «…командир батальона А.Л. Капран, военком ст. политрук И.А. Тесленко». Скорее всего, подвиг А.Л. Капрана был вычеркнут из истории, в связи с тем, что он (уже в звании капитана) после крушения Крымского фронта, числится пропавшим без вести (18 мая 1942 г.)
Из донесения 3-го батальона немецкого 97-го полка: «17 часов Противник закончил высадку в районе Челочик и Кошара. 3 батальон 97-го полка нанес контрудар в районе 140,1 и 108,2»[6]. То есть противник попытался прижать к Чокракскому озеру и берегу моря части, высадившиеся в этом районе.
Из донесения 42-го армейского корпуса в штаб немецкой армии в 21:55: «Части 97-го полка захватили высоты 140,7 и 108,2 и отрезали группу противника западнее озера. 1 рота 88-го пионерного батальона восточнее пос. Мама Русская захватила перемычку между морем и озером Чокрак, одновременно прикрывая пристани поселка от попыток высадки…»[7] Но долго удержаться на перемычке 88-му пионерному батальону не удалось. Ночной контратакой десантников, высадившихся на пляж Чокракской бухты, противник был отброшен, захвачена батарея, приданная 88-му пионерному батальону, группа разведчиков, вошла в Маму Русскую. Как указано в воспоминаниях А. Орлова: «…часть с них человек около ста ушло на Маму Русскую. Немцы не ожидали атаки и разбежались, многих побили…».
Куда ушла часть разведроты? Туда, где высадились другие десантники. Какие?
[1] ЦАМО, ф. 209, оп. 1089, д. 14.
[2] Свердлов А.В. «На море Азовском». Воспоминания. Рукопись. Фотокопия. Личный архив автора.
[3] NARA Т314-1668 (XXXXII AK).
[4] NARA T-312 R-364 AOK 11 fr.1266.
[5] NARA Т314-1668 (XXXXII AK) fr.019.
[6] NARA Т314-1668 (XXXXII AK) fr.019.
[7] NARA T-312 R-364 AOK 11 fr.1260.