Трудно оспаривать факт, что эгоизм порождается в семьях, ибо там, где к ребёнку относятся, словно к кукле, удовлетворяя только физические и эмоциональные запросы, нелегко оставаться психически здоровым и счастливым человеком.
Невежественные родители, не осознающие ответственность за вос - питание и духовное взросление, способствуют неуверенности, обидчивости и изворотливости детей. Прессинг контроля и духовное попустительство формирует ложное представление о мире, порождает тревожность, энергетическую подавленность, недовольство собой и окружающим миром. Страх угнетает или подталкивает к бунту, желанию проявить себя через отрицание, непримиримость, неприятие. Страх – основа эгоизма и самости. Привыкая к роли: «маленьких царьков», которым «все задолжали, и которые «имеет право брать и наказывать», невыросшие дети стремятся проявить себя шире широкого. Не видят при этом проблем окружающих и трудятся ради личного блага. Когда есть установка, что «все задолжали», то о справедливом отношении к окружающим не может быть и речи! Люди больше думают о том, как бы стать выше всех, значимее всех и ярче всех. Пресыщенность, бахвальство и внешнее довольство характеризует раздутое эго, которое отрицает здравый смысл и не позволяет услышать сердце. Кто дерзнёт помочь, нарвётся на конфликты и ссоры, нежелание делиться добром душевным. Встретится не с сутью, но с маской, гордостью и высокомерием, пренебрежением к чужому мнению и отвержением нравственных основ, хаосом в голове и сердце.
Так как в основе эгоизма лежит ложное представление о любви к себе и окружающим, то люди бегут от трудностей и создают новые. Самость руководит их поступками. Сами, всё сами! А, что доброго может сделать человек сам, без Творца? Только разрушить себя и стать проводником тёмных, грубых энергий, их жертвой… «…Себялюбивый эгоист осуждает себя на ужасающее одиночество и полное забвение. Счастье в любви, и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, всё счастье придёт. Потому, учитесь любить, привыкайте любить всё прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному! Будьте ласковы и вежливы с подчинёнными вам, ибо это и есть привилегия и украшение царя духа!» писала в письмах Е. И. Рерих.
В размышлениях о проявлении эгоизма, важно сказать и о тщеславии - ещё одной грани неуверенности. Откуда берётся этот сорняк в сознании? Но страх: «быть плохим, недостойным, отверженным, лишиться денег и славы» подгоняет «быть хорошим и успешным». Для этого люди, как спортсмены стараются опередить близких: в развитии интеллекта, внешнем богатстве, освоении профессии, статусах и чинах. А, так как стремление «быть хорошими» основывается на построениях ума, гордости и зависти, то остаётся только пожалеть тех, кто пытается усидеть на гнилых ветках самообмана и оказывается в итоге у «разбитого корыта». Правда, правда, во всей своей неприкрытой суровости – вот путь, ведущий к счастью и светлому сотрудничеству! Очень важно видеть: где ложь, а где: правда! Не принимать иллюзию за действительность, но иметь мужество смотреть правде в глаза, признавая, что тщетной славой не насытишься, ибо ненасытное эго требует всё больше и больше. Человек тонет при этом в болоте ложных представлений о себе и мире. Верхоглядство и высокомерие мешают приблизиться к внутренней сути, посмотреть на себя глазами сердца, вспомнить о смысле жизни и значении духовных накоплений, о том, что важнее - учиться, а не учить, контролировать себя, а не других, спрашивать с себя, а не с других, познавать себя и слушать голос духа своего, голос сердца.