15,8K подписчиков

«Клавдия Еланская» — на теплоходе вокруг Кольского полуострова

2,8K прочитали
Клавдия Еланская на рейде у села Чаваньга. Фото предоставлены Дмитрием Абдугафаровым
Клавдия Еланская на рейде у села Чаваньга. Фото предоставлены Дмитрием Абдугафаровым

В этой статье речь пойдёт о рейсовом теплоходе, выполняющем рейс вокруг Кольского полуострова по Баренцеву и Белому морям, из Мурманска в удалённую и изолированную Чаваньгу. За лето этот рейс выполняется всего трижды! И это единственная оставшаяся со времён Советского Союза пассажирская линия в Мурманской области. А ведь когда-то из Мурманска ходили теплоходы в Кандалакшу, Архангельск, Нарьян-Мар и другие населённые пункты Баренцева и Белого морей, большинство из которых ныне заброшены или число жителей в них сильно сократилось. Излишние теплоходы либо распилили на металлолом, либо перевели в другие порты.

В отличие от рейсовых теплоходов по Оби, Енисею и Лене, «Клавдия Еланская» полностью идёт по морям, да ещё и арктическим морям! И это самое интересное в путешествии. Но если море штормит, то выход в рейс могут отложить на 3−4 дня. Если у вас есть билет, то все дни, пока рейс откладывается, можно бесплатно жить на теплоходе и не тратиться на гостиницу в городе.

Из-за всеобщего развала морской вокзал не работает, и «Клавдия Еланская» стартует от Рыбного порта. Загрузка вещей пассажиров и заправка судна идёт не спеша. Теплоход внутри себя содержит четырёхместные каюты, оснащённые душем и туалетом. Кольский залив не замерзает круглый год из-за тёплого течения, именуемого Гольфстрим, и движение в порту и в заливе происходит постоянно — вот рыбацкие суда пошли на промысел, вот торговые суда пошли на загрузку/разгрузку и т.д.

«Клавдия Еланская» в Мурманске
«Клавдия Еланская» в Мурманске

Пока «Клавдия Еланская» идёт на выход из залива, можно посмотреть окрестности Мурманска, даже если выход из порта состоится ночью, так как здесь Заполярье и почти всё лето ночи светлые. Одним из интересных объектов в Кольском заливе является база атомного ледокольного флота и их собственный док. Она такая одна в мире!

Через несколько часов движения теплохода присутствие человека в этих краях становится незаметным. Вокруг море и только серые береговые скалы — голые или покрытые тундровой растительностью. Суровая северная природа завораживает, но даже летом в этих широтах нужно иметь тёплую ветрозащитную одежду, иначе на палубе долго не простоишь. Если повезёт, то на выходе из Кольского залива удастся увидеть настоящую подводную лодку.

В 1974−1978 годах по заказу СССР в Югославии были построены 8 пассажирских теплоходов ледового класса. Все они были названы именами русских актрис. Пять теплоходов было передано во Владивосток, остальные в Мурманск. Ледовый класс позволял этим судам ходить лишь по битому льду, но и этого было достаточно не только для пассажирских перевозок по Баренцеву, Белому, Японскому, Охотскому морям, но и для круизов к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане.

«Еланская» ходит до Чаваньги (это поселение на Терском берегу) 3 раза за навигацию, остальное время (3−4 раза в месяц) она курсирует между Мурманском и Островным. ЗАТО Островной расположен в бухте Йоканьга, также городок именуется Мурманск-140, Гремиха. Это закрытое поселение военных, в середине XX века здесь была большая база Северного флота, и она сыграла не последнюю роль в обеспечении безопасности в Баренцевом море во времена ВОВ. После развала СССР здесь началось сворачивание активной деятельности и ЗАТО Островное превратилось в полигон для захоронения ядерных отходов от атомных подводных лодок. Пик населения составлял 30 000 человек, а сейчас осталось лишь 1800.

В Островном выходят почти все пассажиры, и дальше в сторону Чаваньги теплоход идёт почти пустой. Там же, в Островном, выгружают основной груз, среди которого может быть и несколько легковых автомобилей.

«Клавдия Еланская» в Белом море
«Клавдия Еланская» в Белом море

Через час после Островного теплоход проходит мыс Святой Нос и дальше идёт уже по Белому морю. И если в Островном был нормальный пирс и причал, то все беломорские поселения оных не имеют. То есть теплоход просто бросает якорь напротив села (1,5−2 км от берега) и ждёт, пока к нему подойдёт моторная лодка — это если море спокойное и шторма нет, а ежели сильная качка или не дай бог шторм разыграется, то остановку можно и пропустить. Если же погода позволяет, то к моторной лодке матросы спускают трап, к которому «швартуется» лодка, и затем по цепочке спускают груза и затем пассажиров.

Старинные поморские сёла: Чапома, Тетрино, Сосновка, Стрельна — ещё живут, и рядом с каждым теплоход делает остановку. Эти сёла изолированы от внешнего мира, и к ним не ведут никакие дороги. Но в некоторые из них можно попасть на вертолёте, который летает раз в неделю.

В Тетрино осталось около 20 жителей. Электричество они получают от солнечных панелей, ветряков и дизель-генераторов. В селе есть старинная, восстановленная церковь 1900 года, жаль только сойти и погулять нельзя, хотя бы на часик.

В один конец от Мурманска до Чаваньги теплоход идёт 3 суток. Этого достаточно, чтобы насладиться морскими пейзажами и побыть без связи и интернета. Путешественники в конечной точке маршрута разделяются на две группы — первая остаётся на теплоходе и возвращается в Мурманск обратным рейсом, другая сходит в Чаваньге и дальше идёт вдоль берега пешком около 70 км до того места, где начинается нормальная, гравийная дорога и можно уехать на колесном транспорте до Кандалакши.

Мост через реку. Кадр сделан во время похода по Терскому берегу
Мост через реку. Кадр сделан во время похода по Терскому берегу

Вместо заключения

Удивительно, но проезд в четырёхместной каюте от Мурманска до Чаваньги стоит всего около 2 000 рублей за 3 дня пути. Дешевле, чем плацкарт у РЖД!

«Клавдия Еланская» — последний оставшийся в строю теплоход своей серии. Да, из тех 8 теплоходов, построенных в Югославии, один затонул у берегов Японии, другие были списаны и проданы на металлолом. «Клавдия Еланская» за свою долгую жизнь возила людей на Кубу, Шпицберген и даже в Антарктиду.

Ещё в конце статьи позволю дать такой совет — бронируйте каюты по правому борту, и на главной палубе. Из иллюминаторов по левому борту будет виден только морской простор, а вот с правого борта можно будет разглядывать берег и его красоты. В трюмных каютах иллюминаторы задраены наглухо, а вот на главной палубе их можно открывать.

Ах да, и напоследок я бы всё-таки рекомендовал выйти в Чаваньге и совершить легкий пеший переход вдоль Терского берега и посмотреть тамошние поморские сёла своими глазами.

Каждый год говорят, что «Клавдия Еланская» больше не будет ходить и это её последний рейс. Так что торопитесь, пока это уникальное судно ещё в строю!

***

Автор: Константин Каськаев, специально для GoArctic