Еще с полгода назад у меня возникло желание посвятить несколько статей на канале выдающимся мастерам-флористам. Ведь их творчество является одним из самых ярких воплощений красоты во всей ее сложности и многообразии форм, но при этом мы редко вспоминаем о них, когда заходит речь об искусстве, как декоративном, так и монументальном. Давайте постараемся исправить это упущение, и совершим небольшое погружение в мир сказочных цветочных фантазий.
Обычно каждый цикл я стараюсь строит по принципу: от самого традиционного к самому необычному представлению о красоте, в этот же раз все будет с точностью наоборот. Поскольку мы уже успели познакомиться с уникальным в своем роде творчеством Такая Ханаюиси, создающего невероятные украшения для волос из цветов и растений, вполне логично, как мне кажется, будет обратиться к произведениям еще одного японского мастера-флориста — Юдзи Кобояши.
Вообще мне безумно нравится время от времени обращаться к искусству Японии: здесь как нигде больше органично сочетаются безумные фантасмагории современных художественных «достижений» и скромное обаяние традиционной, естественной красоты. Юдзи Кабояши в этом отношении — показательный пример.
Как ни странно, один из самых знаменитых в мире на сегодняшний день флористов, к услугам которого прибегают такие монстры как Dior, Chanel, Lois Vuitton, Baccarat, Wedgwood, Accenture, Rolex и многие другие, никогда не стремился заниматься цветами и даже не имеет профильного образования.
Изначальной его страстью была музыка, и именно ради нее он старался заработать побольше денег, хватаясь за любую работу, одной из них в какой-то момент времени стал цветочный магазин. С него и началась тридцатилетняя цветочная карьера несостоявшегося музыканта.
Глядя на шедевры, которые сейчас создаются в мастерской Юдзи Кабояши, невольно начинаешь задумываться над тем, какую важную роль в нашей жизни порой играет простой случай... Временная работа превратилась в страсть, благодаря которой в рамках декоративного искусства сформировалось нечто уникальное — целая вселенная хрупких шедевров со своим особенным стилем.
Этот самый стиль, который сейчас является визитной карточкой Кабояши, отличается непривычной сдержанностью и лаконичностью, любовью к четким геометрическим формам и спокойным краскам, минимализму и простоте, которые редко встретишь в мире дизайнеров-флористов.
Что, кстати, вполне закономерно, ведь цветы и растения обладают истинно природным многообразием форм и расцветок, и абсолютно равнодушны к перфекционизму и стремлению к совершенству, которые так безжалостно мучают отдельных человеческих индивидов.
«Цветы и растения имеют в основном криволинейные элементы, но их выпрямление — главная особенность моего стиля, который в настоящее время уникален» (Юдзи Кабояши).
Но человек тем и знаменит, что пытается во чтобы то ни стало изменить, подогнать природу под себя, свои представления о прекрасном, об искусстве, да даже о самой природе. При этом чаще всего художники пытаются переплюнуть друг-друга в необычности и фантастичность форм, сюжетов, материалов, что порой приводит к крайне обескураживающим результатам.
Юдзи Кабояши напротив, пошел совершенно в другом направлении: его творчество привносит в естественную легкость и гармонию растений и цветов разве что мягкое очарование безукоризненного совершенства форм и чистоту цвета.
В его шедеврах мы никогда не увидим чего-то чрезмерного, пафосного или сложного — все просто, но при этом невероятно красиво. Ровные цветочные шары, стройные композиции, сдержанные свадебные букеты или роскошные инсталляции для знаменитых отелей и показов мод одинаково просты и совершенны. От них буквально невозможно оторвать взгляд — кажется почти непостижимым, что кому-то удалось создать нечто столь идеальное из обычных цветов и растений...
Такое виденье вполне закономерно, если учесть, что основными источниками вдохновения для японского художника являются архитектура и дизайн. Именно архитектурность, скульптурность его произведений — первое, что бросается в глаза. Не случайно, что и свою фирму он назвал Geometric Green («Геометрический зеленый»).
Правда, как это часто бывает, кажущаяся простота на самом деле — результат титанического труда: дизайнер сначала досконально исследует помещение для будущей цветочной композиции, чтобы понять какие цветы, какие растения лучше всего для нее подойдут, при это в расчет необходимо принимать не только цвет и тематику мероприятия, но и температурный режим, освещение, длительность и характер события — ведь необходимо, чтобы инсталляция сохранила свой совершенный образ до конца мероприятия.
Затем создается максимально подробный набросок и начинается сложная работа: на одно цветочное панно может уйти до 6-8 часов работы, а ведь срок его жизни, в отличии от других произведений искусства, строго ограничен...
В этом одна из ключевых особенностей творчества художников-флористов: их произведения смертны и часто единственным свидетельство того, что они когда-то были созданы, являются фотографии...
Однако человек и здесь нашел свои плюсы — сейчас сформировалось уже целое направление фотоискусства на стыке флористики и фотографии, посвященное фотографиям цветочных инсталляций и композиций. Которое, кстати, в прогрессивных кругах находит много противников: ведь это не гуманно — уничтожать живые цветы и растения ради одной фотографии... Конечно, куда гуманнее ежегодно уничтожать бесчисленное количество елок, ради одного дня праздника, или выкидывать тонны невостребованных покупателями цветов...
Кабояши и здесь отличился истинно японской практичностью: большая часть растений, которые он использует для своих произведений, потом снова возвращается на свое место — на клумбу или грядку сада. Он старается строго следить за тем, чтобы растения использовались в инсталляциях целиком, вместе с корнями, и чтобы с ними обращались очень бережно.
Что ж, возможно такой подход — еще одна исключительная черта творчества этого необычного японского художника. В его идеальном мире естественная природная красота не только становится почти совершенной, но и не теряет теплоты жизни ...
Насколько интересно подобное воплощение прекрасного — вопрос спорный, но думаю, что с учетом современных реалий и хаоса в умах, оно очень скоро станет столь же исключительным и необычным, каким когда-то на стыке 19-20 веков казался вычурный мир роскошного модерна...Что, как по мне, очень грустно, ведь уже сейчас простота, лаконичность его произведений и их сдержанность кажутся чем-то совершенно невероятным в мире красочной вакханалии современного искусства...
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺