Однажды в Тарханах, стоя у окна, Мишель увидел огромную тучу, которая надвигалась на поместье и как бы пожирала все пространство вокруг. Раздавались раскаты грома, сверкала молния. Он ощутил страх, одиночество и страшное бессилие перед стихией. Образ тучи будет часто встречаться в его произведениях, как символ неизбежности судьбы, как крыло демона.
Такое же чувство бессилия перед случившимся Лермонтов испытал, когда узнал историю смерти его деда. События эти произошли за 4 года до рождения Михаила Юрьевича. Но не узнать о них он не мог. Спустя годы история деда поразит его. Горе произошедшего найдет отражение в его поэзии.
Рождество. В доме множество приглашенных. Все танцуют, веселятся, поздравляют с праздником. И только одна фигура в грязной одежде выделяется на фоне праздничных костюмов. Это Михаил Васильевич Арсеньев – дед Михаила Лермонтова. Он исполняет роль могильщика в пьесе Шекспира «Гамлет». Михаил Васильевич произносит последний монолог о человеке, который решил поспорить с Богом и заканчивает жизнь самоубийством. По окончании спектакля Арсеньев покидает зал и выходит на крыльцо дома. Он ждет свою возлюбленную. Увы, это не Елизавета Алексеевна, законная супруга. Это соседка по фамилии Монастырева, которая живет в десяти верстах от Тархан, в Онучино. Она приглашена на маскарад, но почему-то задерживается. В это время из темноты появляется слуга, который был послан к Монастыревой, и подает записку хозяину. В послании значится, что на бал она приехать не может, так как секрет раскрыт, Елизавета Алексеевна знает об их тайных встречах. Михаил Васильевич встревожен. Кажется, что сердце сейчас выскочит из груди. Движения его резки и решительны. Он входит в дом. Вокруг него танцующие пары в масках. Как же неприятны ему эти ненастоящие лица. Все фальшь, обман. И даже смех кажется лживым. Он вспоминает последний монолог могильщика, недавно закончившейся пьесы, и ужасается. Быстрыми шагами он проходит в кабинет. А через некоторое время в гостиную входит испуганная служанка, которая сообщает, что Михаил Васильевич умер. Гости ринулись в кабинет, впереди – Елизавета Алексеевна. Михаил Васильевич лежит на полу, рядом с ним открытая склянка.
Не желая участвовать в похоронах своего мужа, Елизавета Алексеевна забирает Машу и уезжает в Пензу. Ни прислуга, ни соседи не понимают такого её поступка. Уезжает она со словами: «Собаке собачья смерть».
Лермонтов родился в Москве, у Красных ворот. 2 октября 1814 года. Роды у Марии Михайловны, матери Лермонтова, были тяжелые. В связи с этим было решено отправиться в Тарханы, где воздух свеж, места, милые сердцу, и где, как говорят, и стены помогают.
В дождливую осеннюю ночь молодая мать не могла успокоить своего новорожденного сына. На плач ребенка в комнату вошла бабушка, Елизавета Алексеевна, взяв младенца на руки, решительно заявила, что отныне берет ответственность за воспитание внука на себя и будет ему крестной матерью. А затем прибавила, что мальчика будут звать Михаилом, хотя родители хотели дать имя Петр.
Но кто же посмеет перечить хозяйке дома. Трудно дать оценку тому, что бабушка сделала для своего внука. Одни скажут все: она заменила ему родителей, окружила заботой, дала воспитание, нежность, любовь. Другие возразят и добавят: она разлучила его с отцом. И только внук даст самую точную оценку ей. В своей поэзии он будет боготворить мать, восхищаться отцом. И только бабушке он не посвятит ни одного стихотворения.
Родители Лермонтова познакомились на балу, именно тогда, когда Марии Михайловне требовалось подыскать жениха.
В бальную залу вошел красавец: молодой военный с лучезарной улыбкой и горящими глазами. Как в такого можно было не влюбиться? Сердце юной девы дрогнуло. Юрий Петрович был человеком нерешительным, добрым, но вспыльчивым. Под пятой у строгой тещи житье было совсем скверным, поэтому он часто отлучался то на охоту, то в карты поиграть, то в гости к соседям. Мария Михайловна очень ревновала его, строя в своем воображении самое худшее – измену. И вот однажды, вернувшись домой, Юрий Михайлович ощутил на себе весь гнев и негодование молодой жены, которые она обрушила на своего мужа. Он не сдержался и ударил её. Это стало его роковой ошибкой. После этого Мария Михайловна занемогла и слегла в постель. Лермонтов раскаивался, но ничего поделать было нельзя. Она таяла на глазах. Очередного доктора к Марии Михайловне привели накануне, когда больную спасти было нельзя.
Он был дитя,
Когда в тесовый гроб
Ее родную с пеньем уложили. «Сашка», 1836 год
Маленький Мишенька плохо помнил свою мать, ведь ему было чуть больше двух лет, когда её не стало. Но он точно знал, что любовь материнская была безгранична. И нежная, протяжная песня, петая ею у его кроватки, будет всплывать в его памяти, спустя годы. А еще он помнил мелодию, которую играла ему Мария Михайловна. Юрий Петрович не раз вспоминал эту милейшую картину: жена за роялем, на руках маленький сын, внимательно слушающий грустную мелодию. И только портрет неизвестного художника говорит о том, что она была. Глаза, взгляд. Они так похожи.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел... (М.Ю. Лермонтов "Ангел")
После смерти матери Мишеля ждало новое несчастье – разлука с отцом. Что произошло в доме Арсеньевых не известно, но Юрий Петрович покинул дом жены спустя девять дней после её смерти. Елизавета Алексеевна никогда не относилась к своему зятю с любовью и нежностью. Можно сказать, она его просто терпела, считала его не парой свой дочери, плохим хозяином, мужем и отцом. А еще он был не из знатного рода. Но она ошибалась. Род был знатным. Упоминания предков Михаила Юрьевича датируется XVII веком, когда Георг Лермонт, поступил на службу к русскому царю – Михаилу Федоровичу. А кроме Георга Лермонота в Шотландии жил Томас Лермонт – поэт, бард, предсказатель. И как говорит история, многие предсказания его сбылись.
А теперь терпеть было незачем. И, по всей видимости, она указала ему на дверь. Но при этом нарушила все правила уклада семейной жизни - сын должен жить с отцом. Одни исследователи считают, что она угрожала зятю, другие пишут, что пообещала заплатить ему «выкуп» за внука. Главным посылом было одно: Мишенька так похож на её покойную дочь, он - единственное, что у нее осталось. Впоследствии ревность Елизаветы Алексеевны стала практически патологической. Она не могла видеть, как хорошо им вместе, отцу и сыну. Мальчик был очень привязан к своему родителю. Ждал коротких встреч, мечтал о них. Только заслышит звук дорожного колокольчика – сразу бежит к двери. Бабушке это не в радость. Она шла на любые придумки, чтобы только Мишель не видел Юрия Петровича. Как только Лермонтов-старший пришлет записку, что приедет, так мальчика или в гости в соседнее поместье отправят или объявят заболевшим. Елизавета Алексеевна составила завещание, в котором говорилось, что все движимое и недвижимое имущество завещает внуку своему, Лермонтову Михаилу Юрьевичу, но только на том условии, что до совершеннолетия жить он будет с ней. В противном случае – все имущество по смерти её будет передано в семью Столыпиных (она была из этого древнего рода). Впоследствии Лермонтов прочтет завещание. Это больно ранит его.
После смерти дочери, убитая горем, Елизавета Алексеевна, приказала снести барский дом. Жить в нем она больше не могла. На месте барского дома выстроят церковь, а рядом - небольшой дом с мезонином. Теперь это новое жилище, где бабушка разместилась с внуком своим.
Елизавета Алексеевна растворилась в мальчике. Однажды Мишель, играя на полу сказал: «Окошко – кошка, стол - пол». Все изумились, что маленький мальчик слова рифмует. После этого случая к мальчику были приставлены дворовые девки, знавшие грамоту. А вдруг у ребенка стихи родятся? Нужно, чтобы тут же все было записано. Когда Мишелю было около четырех лет, бабушка решила заказать портрет внука. Художник застал бабушку, вышивающую бисером, а мальчика – рисующего мелом по черной доске. Так и родился первый портрет будущего знаменитого поэта.
Но вместе с ним родилось непреодолимое желание – рисовать. Мишель был поражен движениями мастера, его кистями, красками. И вот у Мишеля есть свои кисти, краски, холсты, учителя рисования. Мальчик учится. К слову сказать, старания бабушки не прошли даром. Она дала отличное образование своему внуку. И если бы он не стал военным, знаменитым поэтом, он бы стал либо прекрасным музыкантом, либо замечательным художником. Вот уж точно: талантливый человек талантлив во всем.
Больше всего Елизавета Алексеевна боялась за здоровье Мишеньки, оно у него было слабенькое. Он часто простужался. А после даже легкой простуды не мог ходить. Мамки-нянька заново учили его, как будто годовалого младенца. Поэтому в доме, в детской его части, все стены были обиты войлоком, чтобы Мишенька, не дай Бог, при падении не ударился. В период болезней бабушка угадывала и исполняла любое желание мальчика. Хочется ему животного погладить – тут же крестьяне снаряжаются в лес на отлов олененка или лосенка. И вот уже радости нет предела, мальчик гладит животное, любуется им. Хочется с детьми поиграть – нагонят в детскую ребятни, шумят, смеются, развлекают маленького барчонка. Но однажды Мишенька заболел так, что были вызваны самые известные врачи из самой Москвы. Мальчик таял на глазах. Доктора разводили руками. Но дали совет: надо ехать на Кавказ. Смена климата, горный воздух, минеральная вода должны помочь. Это будет первое путешествие Лермонтова на Кавказ, который станет его любовью и страстью, его последним пристанищем.